КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Белорусские новеллы»

О том, как создавался фильм «Белорусские новеллы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Чтобы принять участие в съемках, Янина Жеймо 2 месяца провела под бомбежками в эшелонах. Показать ленту бойцам можно было, только забросив киномехаников в партизанские леса военными самолетами.

О чем фильм

Картина состоит из киноновелл «Пчелка» и «На зов матери». События происходят на Западном фронте.

В первой истории партизаны загоняют фашистов в непроходимые белорусские болота. Немцы находят местных жителей, знающих тропы в обход трясины. Это дед-партизан и его юная внучка с милым прозвищем Пчелка. Она обманывает захватчиков, заводит их в центр болота и бросает, удаляясь потайными путями. Немцы открывают огонь по девушке, но на помощь ей приходят партизаны, услышавшие выстрелы. Пчелка остается жива.

Вторая новелла повествует о группе офицеров-танкистов. В одном из боев погибает их товарищ. Командир танковой роты капитан Заречный находит в личных вещах погибшего письмо от его матери из Полоцка. В послании — крик о помощи женщины, умоляющей защитить от фашистов. Капитан Заречный принимает решение атаковать оккупированный город силами танковой роты.

Первопроходцы

Юрий Тарич

Авторы «Пчелки» и «На зов матери» — классики отечественного кино. Юрий Тарич — режиссер первой белорусской игровой немой ленты «Лесная быль» (1926). С конца 1920-х трудился в Ленинграде на находившейся там в то время студии «Белгоскино». Снял еще 16 белорусских картин. Юрий Викторович родом из Полоцка, поэтому упоминание этого города в одной из новелл не случайно.

Владимир Корш-Саблин — один из основоположников кинематографии Белоруссии. За 40 лет работы создал более 30 фильмов, стал соавтором сценариев лент, снятых в военные годы. Он — режиссер первой белорусской звуковой художественной картины «Первый взвод» (1933).

Трудности быта

Война круто изменила планы отечественных кинематографистов. Кто-то оказался на фронте с кинокамерой или винтовкой, часть эвакуировалась в Алма-Ату, чтобы продолжить работу над игровыми фильмами. На Центральной объединенной киностудии в столице Казахской ССР собрался весь цвет советской киноиндустрии: Эйзенштейн, Пырьев, Птушко, Козинцев. В первый год войны туда прибыли 428 сотрудников «Ленфильма», «Мосфильма», «Белгоскино» и членов их семей. Театральный деятель Наталия Сац вспоминала:

Владимир Корш-Саблин

— Отгородившись друг от друга шкафом или протянутой веревкой, на которой висели простыни, юбки и брюки, жили семьи киноработников. Как на сцене, на глазах у всех они спали, ели, умывались, готовили на примусах еду.

В Алма-Ате на натуре и в павильонах, созданных в Доме культуры и в кинотеатре «Алатау», Владимир Корш-Саблин и Юрий Тарич снимали «Белорусские новеллы», используя комбинированные съемки, декорации, макеты боевой техники.

Погибла – найду другую

С началом войны многих отечественных актеров, писателей эвакуировали в Томск. А в Алма-Ате оказались московские, ленинградские актеры белорусского происхождения, которых и пригласили сняться в фильме. Например, Янина Жеймо, уроженка Волковыска, тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика в роли героини новеллы «Пчелка».

Янина Жеймо

Актриса выросла в цирковой семье. Когда началась война, она долгое время оставалась в Ленинграде, помогала тушить зажигательные бомбы на крышах ночью, а днем выступала с концертами. Потом всё же отправилась к мужу и детям в Алма-Ату. Чтобы сниматься в киносборниках, она с группой кинематографистов добиралась попутными эшелонами 2 месяца. «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела», — шутила актриса. В Алма-Ату тем временем пришло страшное известие: якобы тихвинский эшелон, в котором ехала Янина Жеймо, разбомбили. Узнав об этом, ее муж режиссер Хейфиц мгновенно обзавелся новой женой. Это стало травмой для Жеймо на всю жизнь. Через год, в 1943-м, она сыграла медсестру в ленте «Два бойца». Но для целого поколения зрителей актриса навсегда осталось Золушкой из одноименного фильма 1947-го.

Роль она исполнила в 38 лет. Ее рост — 147 см, размер ноги — 31-й. Никто не усомнился в ее юности.

Петр Алейников родился в деревне Кривель в Могилевской области. В ленте сыграл одного из танкистов в новелле «На зов матери». После картины «Большая жизнь» (1939) он стал звездой всесоюзного масштаба. Любая его роль была желанной для зрителей.

Командира танковой роты капитана Заречного сыграл Борис Блинов, известный в то время по роли Фурманова в картине «Чапаев». Через год после съемок в «Белорусских новеллах» в перенаселенной из-за эвакуации Алма-Ате вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Актер заразился и умер. Ему было 34 года.

Режиссеры, актеры, технические киноработники — все хлебнули трудностей военного быта, но сделали этот фильм.

На пути к Победе

Фильм был готов в декабре 1942-го, когда на фронтах наши войска перешли в наступление. Руководство страны приняло решение о праздновании в Красной армии Нового года, что за 26 месяцев войны стало отдушиной для бойцов. Именно в декабре 1942-го люди ощутили первые признаки будущей Великой Победы. Печатали новогодние открытки с пожеланием в Новом, 1943 году боевой удачи в борьбе с немецкими оккупантами. Желали друг другу остаться в живых, украшали елки гильзами, ватой, флаконами от лекарств. Накрывали столы, где неизменно были солдатская каша и фронтовые 100 граммов. Со всей страны бойцам высылали посылки с продуктами и табаком. Перед праздником кинопередвижки прибывали на фронт в часы затишья и отдыха. С кинопроекторами ГОЗ и последними выпусками «Союзкиножурнала», киносборниками, в том числе с пленкой «Белорусских новелл» забрасывали киномехаников в партизанские отряды.

В 1943-м выпуск киносборников прекратился. Создателей критиковали за плохое знание реалий войны. Боевой дух солдат поднимали с помощью полнометражных художественных лент, таких как «Два бойца», «Жди меня», «Дни и ночи», «В 6 часов вечера после войны». Плакатные фильмы снимать перестали.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ