КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Братушка»

О том, как создавался фильм «Братушка», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Этой белорусско-болгарской ленте 1975 года удалось завоевать престижные награды: премии Международного кинофестиваля в Варне за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Золотой Почетный знак Болгарии, Серебряную медаль имени Довженко.

О чем фильм

10 сентября 1944 года советские войска заняли Софию, освободив Болгарию от фашистов. Простой солдат, белорус Алесь Казанок едет в запряженной лошадьми повозке. С ним — румынка Марика, освободившаяся из гитлеровского плена. Дорога лежит до ближайшего города, и Алесь соглашается подвезти туда болгарского студента Живко Георгиева, скрывавшегося в селе от фашистов. Так в одной повозке оказываются представители трех народов Восточной Европы, переживших войну. Вскоре в их компании появляется четвертый — в плен Алесю сдается немецкий солдат Иоганн. Никто из попутчиков не выказывает ненависти к его форме и к нему лично. Но в какой-то момент Иоганн невольно провоцирует Алеся, который в сердцах готов придушить его. Немец вырывается, бежит. Казанок вскидывает винтовку, прицеливается, но неожиданно осознает, что не может выстрелить в человека…

Два названия

В 1970-х в СССР снималось много совместных картин с зарубежными странами. Идею сюжета фильма «Братушка» привез из Софии белорусский режиссер Игорь Добролюбов. Сценарий написал автор более 30 фильмов Алексей Леонтьев.

Игорь Добролюбов

Болгары настаивали на названии «Обозный солдат». Режиссеру Игорю Добролюбову оно казалось безликим. Пошли на компромисс: в СССР лента вышла с названием «Братушка», в Болгарии — «Обозный солдат». Русским болгары были благодарны за освобождение от фашизма. Но не все они оставались в восторге от пришедшего после войны социализма. К 1970-м слово «братушка» всё чаще произносилось некоторыми болгарами с горькой иронией. Поэтому, название фильма в болгарском прокате и стало иным.

Алексей Леонтьев

Сухова вычеркнуть

Самым серьезным конфликтом Добролюбова стал спор из-за исполнителя роли главного героя Алеся Казанка. Режиссер предлагал российского актера Анатолия Кузнецова. Шестью годами ранее вышла лента «Белое солнце пустыни», где он сыграл красноармейца Сухова. Был на пике славы. Но в новом фильме опять тот же образ: солдат лет сорока, с деревенской смекалкой, в выцветшей полевой гимнастерке. Советское киноначальство и болгарская сторона не без оснований опасались, что образ Сухова перекочует из «Белого солнца пустыни» в новую картину и будет воспринят, как жалкая пародия.

Анатолий Кузнецов

— Мне хотелось сыграть этого солдата и не повторить в нем Сухова, — рассказывал Анатолий Кузнецов. — Надо было искать другие актерские краски, искать характер. Это был совершенно другой солдат. Мы с режиссером составили список черт Сухова, и я буквально подавлял их в себе, потому что там были и личные мои черты, и привычки. В результате, болгары согласились с кандидатурой Кузнецова. Компромиссом стало и добро режиссера на утверждение на роль студента Живко популярного в Болгарии артиста Стефана Данаилова.

Ему было за 30 лет, он не был похож на студента, и Добролюбов вначале был против.

Стефан Данаилов

В СССР не называли актеров и актрис секс-символами. Эротические сцены в кино — большая редкость. Но Светлане Тома, сыгравшей румынку Марику, удалось стать таким символом. В один год с фильмом «Братушка» снималась картина. «Табор уходит в небо», которую приобрели 112 стран мира. В обеих лентах Светлана Тома в очень коротких эпизодах появилась топлес, что для советского кино в ту пору было весьма смело. Подростки валом валили на эти фильмы, ходили по 10 раз ради нескольких экранных мгновений эротики. Работало сарафанное радио.

— Говорят, раздеться в кадре легко. Это иллюзия, — рассказывала Светлана Тома. — Всё зависит от деликатности режиссера. Важно, чтобы за камерой не стояла толпа глазеющих киноработников, чтобы я знала точный мотив, зачем всё это нужно.

Светлана Тома

Убить немца

Главная причина нежелания Алеся Казанка стрелять в бегущего пленного — в личности немца. Сыгравший гитлеровца Владимир Басов сделал его обаятельным, местами трогательным, местами комичным. До драматической сцены с винтовкой герои общались. Казанок видел, что немец в солдаты угодил по призыву и воевать совсем не хотел.

Владимир Басов

— Владимир Басов был въедливым и настойчивым актером, — вспоминал Анатолий Кузнецов. — Тем более он сам снял, как режиссер, десятки фильмов, включая «Щит и меч». Сам придумал рисунок роли немца и сам исполнил, никого не слушал. Он же фронтовик. Сказал мне: «Знаешь, это по бегущим фигуркам из окопа палить легко. А когда видишь глаза человека, не ощущаешь в нем бешеного зверя, убить непросто».

Опасный трюк

События в картине происходят вне зоны боевых действий и развиваются довольно неспешно. Тем не менее в фильме есть и остросюжетные сцены с участием каскадеров.

Сейчас в кинопроизводстве исполнение трюка актером считается непрофессиональным подходом. Если один из главных героев получит травму, съемки будут сорваны, продюсеры понесут большие потери, группа останется без работы.

Но в советское время исполнение трюков артистами считалось геройством и достоинством, этим хвастались. Актриса Светлана Тома, девушка отчаянная, решила без каскадера сняться в сцене, где ее персонаж Марика выпрыгивает из мчащейся с горы повозки:

— Молодая была, резвая, хотела себя проверить. Спасибо Игорю Добролюбову, что остановил меня прямо в день съемок. Просто принял волевое решение, запретил. А то могла стать калекой. Каскадер прыгнул успешно, но он ведь знал технологию, а я просто хотела сигануть в бездну без всяких знаний.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ