КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Его батальон»

О том, как создавался фильм «Его батальон», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Картину снимали в 1988-м, шла перестройка, но режиссер, фронтовик Александр Карпов сомневался: не положат ли чиновники Госкино ленту на полку.

О чем фильм

1943 год. Комбату Волошину приказывают взять высоту, обозначенную на карте номером 65. В связи с явным превосходством техники, сил, позиции противника комбат считает этот штурм самоубийством для батальона. Но, не обсуждая приказ, командир полка Гунько утром отправляет солдат в бой. Батальон оказывается под минометным огнем, силы не равны. Волошин принимает решение об отступлении, для него важно спасти жизни своих бойцов. Он объясняет командованию, что не подавив огневых средств противника, не может губить батальон в бесполезной атаке. Нужно ждать сопредельные подразделения, у которых сохранились боеприпасы.

Несмотря на явную правоту Волошина, его заменяют более послушным и исполнительным Маркиным, у которого есть свой мотив слепо выполнять приказы: побывав в 1941-м в окружении, он третий год в лейтенантах. Батальон направляется на повторный штурм. В нем гибнет почти весь его состав. Волошин, невзирая на отстранение, сражается рядом с бойцами в окопах, поддерживая их своей решительностью, что приводит к победе, но оставляет горечь от потерь, которых могло быть гораздо меньше.

Батяня комбат

Александр Карпов

Титры в начале фильма, как и ремарка Василя Быкова в финале повести «Его батальон», сообщают: «Командир 294-го стрелкового полка, Герой Советского Союза майор Волошин Николай Иванович убит 24 марта 1945 года и похоронен в братской могиле, находящейся в 350 м северо-западнее населенного пункта Штайндорф (Восточная Пруссия)». В связи с этим читатели, зрители и авторы многочисленных аннотаций к фильму до сих пор считают, что у героя был прототип. На самом деле, образ собирательный. Героя Советского Союза майора Волошина Николая Ивановича никогда не существовало. Но фронтовики — писатель Василь Быков и режиссер Александр Карпов — создавали персонаж на основе личных воспоминаний о комбатах, которые старались сберечь своих солдат, не отправлять их на бездумную гибель по бездарным приказам. Стратегический отвод войск еще со времен скифов считался умной уловкой, но после тотального отступления в 1941-м в годы Великой Отечественной любой подобный маневр трактовали как трусость. Ошибки командования пытались исправить, бросая в бессмысленные и губительные атаки тысячи бойцов, маскируя сомнительные приказы идеологической демагогией.

— Я многого не сказал, что знал о войне, — говорил Александр Карпов. — Хотелось не парадную шумиху снять, а показать судьбу солдата.

Только ради Быкова

Режиссер Александр Карпов считал: звезды первой величины сбивают зрителя с толку шлейфом прежних работ и не могут подлинно передать атмосферу войны на экране. Он предпочитал выбирать новые лица. Например, Любовь Германова, сыгравшая погибшего санинструктора, так и не стала узнаваемой актрисой, но всем знаком ее голос. Она озвучивала американские фильмы, ее голосом говорят Камерон Диас, Бриджит Фонда, Шэрон Стоун и другие.

Любовь Германова
Вадим Яковлев
Дмитрий Матвеев

Вадим Яковлев, исполнивший роль лейтенанта Кизевича, ранее сыграл у Карпова в «Долгих верстах войны» (1975). Дмитрий Матвеев (на экране капитан Иванов) до встречи с Карповым снялся в пятом фильме цикла «Государственная граница».

Исполнитель роли комбата Волошина — Виталий Зикора тоже был московским актером, часто снимавшимся в Минске.

— Карпов случайно заприметил меня в фильме «Государственная граница. За порогом победы». Там я играл иностранного разведчика Мертона. Не знаю, как Александр Яковлевич разглядел в моем шпионе комбата, но меня разыскали его ассистенты. Учитывая, что Волошин есть во всех сценах, должен был на три месяца уехать в Минск. Считал очень важным сняться в фильме по произведению Быкова. Я тогда перешел в МХАТ им. М. Горького. Доронина не хотела меня отпускать, но я написал заявление об уходе. Татьяна Васильевна пошла навстречу.

Виталий Зикора

Задержали бандита

Фильм снимали на одном из военных полигонов в Минской области. Поскольку в кадре много боев, группе требовалась площадка подальше от населенных пунктов. Тем более оружие в кино хоть и охолощенное, но самое настоящее.

— Однажды пришел в гостиницу вечером, взял ключи от номера у дежурной, и тут из-за угла выскакивает группа мужчин, заламывает мне руки, бросает на пол, — вспоминал актер Виталий Зикора. — А оказалось, что за два месяца съемок пиротехникам надоело каждое утро выдавать мне револьвер под роспись, и я стал брать его с собой в гостиницу. Всё равно ж не боевой. Когда покидал номер, прятал оружие под подушкой. Но тут пришла горничная менять постельное белье. Она ж не знает, кто тут из кино, а кто нет. Нашла пистолет. Позвонила в милицию, решила, что я бандит. Скандал был в группе, но пиротехников не уволили.

В первой серии фильма комбат Волошин воюет в сопровождении овчарки по кличке Джим. В одной из сцен нужно было изобразить большую любовь пса к хозяину. Зикора втайне натер лицо копченой колбасой. В кадре собака бежала навстречу и облизывала щеки актера. Карпов изумлялся: «Как это удалось?» Кто-то из съемочной группы был посвящен в фокус и пошутил: «Сейчас на такой трюк не только Джек, но и любой гражданин СССР готов!» Шел 1988 год, в стране было время тотального продовольственного дефицита.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ