КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Еще о войне»

О том, как создавалась картина «Еще о войне», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Сценарий этой военной ленты, в которой нет сражений, лежал в столе автора с 1964 года. Только в начале 2000-х некоторые обстоятельства заставили сценариста вернуться к произведению.

О чем фильм

Весна 1944 года. Перелом в ходе войны наступил, победа не за горами. Подруги Юля и Маша медсестры в прифронтовом госпитале. Муж Юли погиб на фронте. Маша вышла замуж накануне войны, не видела супруга Володю 3 года и ждет его писем с передовой.

Поддавшись на уговоры Юли, Маша из чувства сострадания и солидарности принимает участие в посиделках за домашним столом по поводу проводов на фронт 2 выписанных из госпиталя пациентов — влюбленного в Машу майора и его друга. Юля поет под гитару, Маша танцует с майором. Неожиданно в квартиру входит супруг Маши, которому после 3-летней разлуки удалось вырваться с фронта на побывку. Он решает, что его тут давно не ждут. Делает попытку простить, но не может. Утром Володя устремляется на речной пирс и садится на уходящий буксир. Когда тот отходит от берега, на пирсе появляется Маша. Стоя на палубе, Володя долго смотрит на растворяющийся в тумане силуэт супруги. В последний момент он шутливо сдвигает на голове фуражку набок — жизнь продолжается.

Не согласна

Сценарий был написан в 1964 году как курсовая работа студентки ВГИКа Изольды Кавелашвили по мотивам повести Виктора Конецкого «Кто смотрит на облака». В оригинале в поиске прощения за несостоявшуюся измену Маша оказывается в постели с мужем Володей. После близости он хочет простить, но не может и уезжает. Юная Изольда Кавелашвили была не согласна с автором повести и не использовала интимную сцену в сценарии. В ее версии Володя уехал сразу, после того как застал супругу вальсирующей с другим.

Конецкий в те годы был знаменитостью. Из-под его пера вышел сценарий фильма «Полосатый рейс», а через год — комедия «Тридцать три». Он сопротивлялся изменениям, сделанным студенткой, а потом махнул рукой и сказал: «Пусть девочка делает, что хочет». Казалось, что экранизация вот-вот состоится. Нашелся молодой режиссер. Но теперь уже он стал навязывать свою трактовку сюжета, считая, что после неразрешенного конфликта с женой Володя должен погибнуть на фронте, а Маша — винить себя. Изольда Кавелашвили была категорически против и больше не имела дел с этим режиссером. Произведение так и осталось в столе. Прошла оттепель начала 1960-х, а с ней и возможность снимать кино о лирике в годы войны.

— В начале 2000-х я услышала, что Виктор Конецкий сильно болеет, ему помогает только Георгий Данелия, — рассказывала Изольда Кавелашвили. — Занесла сценарий на студию, думая, что гонорар за использование его повести как основы сценария поможет писателю. Но он вскоре умер.

Тем временем решили, что фильм в качестве режиссерского дебюта снимет известный кинооператор Петр Кривостаненко:

— Выяснилось, что права на повесть унаследовала супруга Конецкого. Я поехал к ней в Санкт-Петербург. Она очень трепетно относилась к сохранению памяти о муже, хотела, чтобы его имя в кино продолжало жить. Поэтому за очень символическую сумму разрешила нам постановку.

Путевка в жизнь

Роль Маши для актрисы театра имени Янки Купалы Светланы Кожемякиной стала визитной карточкой на долгие годы.

Володю сыграл белорусский актер Анатолий Кот. В начале 2000-х он много снимался в кино. После этой ленты в 2005-м уехал работать в Москву в театр Армена Джигарханяна. Так сложилось, что стал широко известен по многочисленным ролям отрицательных персонажей.

Жизнерадостную Юлю, носящую в себе скорбь по погибшему мужу, сыграла актриса и телеведущая Вера Полякова. Это был не первый фильм в ее кинобиографии. Но лента принесла широкое признание и наибольшее на тот момент количество призов.

Имитируя лето

Перед съемками Изольда Кавелашвили вернула в сценарий деликатно написанную интимную сцену попытки примирения Володи и Маши, о которой спорила 40 лет назад с Конецким. Ей уже было вполне ясно, что жизнь сложнее всех юношеских идеалов.

Съемки начались в марте 2003 года, проходили в Гомеле, а также в Минске в Лошицком парке в усадьбе Любанских. Все киношники знают: это излюбленное место для съемок военных фильмов в 1990-2000-е. До реконструкции старинный дом пустовал. Туда можно было занести декорации, мебель и устроить что душе угодно: госпиталь, штаб, комиссариат.

В ленте есть сцены воспоминаний главных героев о предвоенном июне 1941 года. Март 2003-го выдался холодным, лежал снег. Актерам пришлось играть в сценах летнего отдыха в лодке на воде. Благо на Заславском водохранилище уже не было льда. Несмотря на то что при минус десяти градусах млеть от жары не просто, сцены выглядят убедительно. Крупные планы, не открывающие зимнюю панораму, и оптические эффекты, имитирующие блеск и переливы солнечного света на воде, сделали свое дело.

В 2003 году цифровая эпоха в кино еще не настала. Даже профессиональные видеокамеры работали в недостаточном формате для последующего воспроизведения на большом экране. Поэтому фильм, как все ленты тогда, снимали на пленку. В связи с низким бюджетом и высокой ценой кинопленки почти все сцены приходилось снимать с первого дубля.

С этим справились только благодаря тому, что режиссер Петр Кривостаненко сам в прошлом кинооператор с большим опытом. Существенную роль сыграло и то, что оператор-постановщик картины — легендарная Татьяна Логинова, работавшая ранее со всеми современными классиками белорусского кино.

Награды:

  • приз жюри 11-го Российского кинофестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «За лучший режиссерский дебют»;
  • приз «Золотой меч» — на II Открытом международном кинофоруме военного кино имени Юрия Озерова в Чебоксарах (Россия);
  • приз «За лучшую женскую роль» — актрисе Светлане Кожемякиной на 5-м Международном кинофестивале «Стожары» (Киев, Украина);
  • «Приз зрительских симпатий» — актрисе Вере Поляковой на 5-м Национальном фестивале белорусских фильмов в Бресте.
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ