КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Константин Заслонов»

Эта лента 1949 года — первая на киностудии «Беларусьфильм» о Великой Отечественной войне. В новом проекте агентства «Минск-Новости» — о том, как создавался фильм, перипетиях во время съемок, судьбе режиссера и актеров.

О чем фильм

Основан на реальных событиях и посвящен памяти Героя Советского Союза Константина Заслонова. События происходят в оккупированной фашистами Орше осенью 1941 года. В немецкую комендатуру является Константин Заслонов, который до войны работал начальником местного паровозного депо. Он утверждает, что хочет жить, поэтому решил сотрудничать с оккупационными властями. Из-за нехватки профессиональных кадров Заслонова назначают инженером.

Рабочие относятся к нему как к предателю, презирают. Но вскоре узкому кругу рабочих становится известно: он подпольщик, внедрившийся для уничтожения железнодорожных составов с немецкими военными грузами. В депо создают подпольную группу, которая устраивает диверсии.

Гомер был бы против

Аркадий Мовзон с 1946 года был заведующим отделом культуры газеты «Витебский рабочий», пьес и сценариев не писал. Когда принес в театр свое первое произведение «Константин Заслонов», все решили, что это конъюнктурный ход обычного графомана. Первый вариант пьесы был написан белым стихом! Так что все персонажи — от Заслонова до секретаря обкома партии — вещали пафосной полурифмой.

Пьесу ставить не стали. В театре шутили, что Мовзону не дает покоя многовековая слава древнегреческого поэта-сказителя Гомера. Но начинающий драматург проявил упорство.

Десятки раз переписывал ее и довел до идеала. Премьера в театре имени Янки Купалы состоялась 9 мая 1947 года. Успех был оглушительным. Когда зрители и актеры вышли из театра, начался салют в честь годовщины Победы. Но им хотелось думать, что это салют в честь премьеры.

«Константин Заслонов» — единственная лента, снятая на «Беларусьфильме» в 1949-м. Период 1946–1953 годов назовут сталинским малокартиньем. Так, в 1951-м киностудии СССР выпустили всего 9 фильмов. А в 1955-м — 104 картины. Причина не только в том, что все средства были брошены на послевоенное восстановление страны. На авторов кинолент обрушился град критики. Началось все с выхода на экран второй части московской картины «Большая жизнь», которую обвинили в примитивном изображении личных переживаний. Сталин сказал, что надо снимать меньше, но лучше. Кинопрокат наводнили трофейные немецкие фильмы. А снимали только незыблемое кино вроде «Падения Берлина», где, как в «Явлении Христа народу», вождь спускается с небес на самолете и выходит к бойцам в белом кителе.

Режиссер Владимир Корш-Саблин получил выговор за свою первую послевоенную ленту «Новый дом», где, по мнению ЦК КПБ, была излишне лакирована советская действительность. Поэтому во второй послевоенной картине решил идти проторенным путем и взял в работу пьесу «Константин Заслонов». Ее проверили на театральном зрителе, а главное — на идеологах из ЦК КПБ.

Режиссер назначил на роли актеров, которые сыграли тех же персонажей в театре, и отправился в Оршу снимать кино в местах реальных событий. В роли Константина Заслонова — народный артист СССР Борис Платонов, замечательно справлявшийся с образом на театральных подмостках.

Уволить Заслонова

Александр Файнциммер

Когда съемки в Орше были в самом разгаре, Сталин посмотрел в Москве фильм «Молодая гвардия» и раскритиковал картину за то, что в ней не отражена роль партии в организации подполья в Краснодоне. Чиновники из Госкино СССР спохватились на предмет лент о подполье, находящихся в производстве на киностудиях СССР. Съемки «Константина Заслонова» остановили. В Минск из Москвы направили творческий десант во главе с режиссером Александром Файнциммером. Он снял фильмы «Котовский», «Морской батальон» и другие, слыл мастером героико-пропагандистского жанра. В сценарий внесли изменения, ввели нового персонажа. Это был секретарь ЦК КПБ в исполнении московского актера Юрия Толубеева. Роль секретаря подпольного обкома партии в исполнении Александра Хвыли сильно расширили. Теперь партийные работники разъясняли подпольщикам, что, как и какими средствами надо делать. Те восхищенно слушали. А после сцен инструктажа сразу шли кадры со взрывами и с крушениями вражеских поездов без отражения работы самих подпольщиков. Все согласно представлению начальства о жизни: изрек — и все по щучьему велению исполнилось.

Владимир Дружников

Несмотря на отснятый материал, Бориса Платонова убрали с роли Заслонова. Начали снимать заново, назначив на главную роль восходящую звезду советского кино Владимира Дружникова, который сыграл в лентах «Сказание о земле сибирской», «Без вины виноватые» и других. Официальная причина — возраст Платонова. Заслонову в 1941-м было 32 года, а Платонову на момент съемок — 47 лет. Дружникову — 26, но он выглядел возмужавшим героем, которому около 30 лет. Неофициальная — излишний театральный посыл и пафос в созданном Платоновым образе. Что великолепно для сцены, не всегда хорошо для кино.

Зря взрывали

Классик белорусского кинематографа Владимир Корш-Саблин остался в картине как сорежиссер. Зато имя Александра Файнциммера в титрах указано первым. Справедливости ради отметим: в постсталинскую эпоху Файнциммер снимал, причем вполне успешно, детективы. Среди них «Трактир на Пятницкой». Возможно, благодаря его таланту выстраивать напряженный сюжет фильм «Константин Заслонов» держит внимание зрителя до финала.

Зря в 1948 году беспокоили жителей Орши взрывами, а потом утешали: «Граждане! Это не война, а всего лишь съемки кино». Почти ничего из сцен, снятых в райцентре (кроме эпизодов, сделанных на фоне паровозов), не вошло в ленту. Крушение вагонов, взрывы бомб — все не очень удачно снято с помощью макетов и комбинированных съемок. Хотя именно тогда умели делать очень реалистичные макеты железнодорожных составов. Но вместо них в кадре взрывают игрушечные вагоны. Понадеялись, что на фоне дыма зритель не разглядит подлога. Съемки многих игровых сцен перенесли в павильоны в Минск. В результате на экране не хватило реалистичной натуры: неба, улиц города. Сплошные декорированные помещения. У авторов спрашивали: «А это что, фильм-спектакль?»

Награды и смерть

Соломон Михоэлс

В 1948 году создателей спектакля «Константин Заслонов» в театре имени Янки Купалы выдвинули на соискание Сталинской премии. Предполагалось, что и творческий коллектив после выхода фильма на экран включат в этот список.

На просмотр спектакля и для общения с авторами фильма 12 января в Минск прибыл член Комитета по Сталинским премиям режиссер Соломон Михоэлс.

Впоследствии создатели фильма и спектакля получили Сталинскую премию. А Соломон Михоэлс той же ночью, 12 января, согласно обнародованной позже версии, был убит группой офицеров МГБ на даче главы МГБ БССР Лаврентия Цанавы.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ