КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Круглянский мост»

О том, как создавался фильм «Круглянский мост», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Эту повесть Василя Быкова впервые опубликовал журнал «Новый мир» в 1969 году. Затем в течение 20 лет издавать ее запрещали. Как только ограничение сняли, «Беларусьфильм» взялся за разработку сценария военной драмы.

О чем фильм

Ноябрь 1942 года. Партизаны Маслаков, юный Стёпка, Бритвин (бывший комбат, разжалованный и стремящийся заслужить прощение) и хорошо ориентирующийся в местных лесах Данила Шпак получают задание взорвать деревянный мост у села Кругляны. Группа отправляется в путь.

Дорога выдается долгой. В ночной перестрелке с неизвестными шальная пуля ранит Маслакова. Стёпка ищет в округе телегу, чтобы вернуть товарища в отряд. Но тот умирает в лесу. Телегу с лошадью нашли. На ней 15-летний Митя возит по утрам молоко через Круглянский мост в село. Он сын полицая, но хочет стать партизаном. Бритвин предлагает подростку положить взрывчатку в один из молочных бидонов, поджечь бикфордов шнур метров за 30 от моста, скинуть этот бидон на мост, хлестнуть лошадь и умчаться прочь.

Утром Митя на мосту поджигает бикфордов шнур. Сооружение охраняют полицаи. Один из них его отец. Парень замешкался. Издали кто-то выстрелил в лошадь. Она упала. Теперь юноша сбежать не успеет, раздается взрыв, мост уничтожен. Митя погиб.

Уже в лесу выясняется, что в лошадь выстрелил Бритвин. С самого начала он это задумал, а гибель Мити — попутная жертва. «Кто больше жертвует своими людьми, тот побеждает» — философия Бритвина.

«Сволочь», — кричит Бритвину Стёпка и стреляет в него, но сам в то же мгновение получает пулю от Бритвина. Только в отряде приходит в себя, в яме для арестантов. Над ней склоняется Шпак: «Бритвин жив и готов промолчать, если мы все забудем про существование Мити. Это мы мост взорвали. А никакого Мити в помине не было».

Стёпка не идет на сделку, веря, что комиссар отряда во всем разберется.

Ранним утром Стёпку из ямы извлекают два бойца с винтовками и как приговоренного ведут в сторону лесной чащи…

Где ставить точку?

Михаил Шелехов

Одной из претензий к повести в 1960-е было то, что Быков коснулся темы паразитирования старших по званию на подвиге рядовых. Увы, во время войны находились те, кто приписывал себе заслуги погибших, зарабатывал звания и ордена, а подлинных героев предавали забвению. Не ради Победы, а ради доклада часто гибли полки. В повести все это показано в миниатюре на примере Мити и Бритвина.

В 1988 году Виктор Туров предложил молодому сценаристу Михаилу Шелехову и начинающему режиссеру Александру Морозу адаптировать повесть для съемок. Они сочли это за честь. Сценарист и режиссер долго спорили о том, каким сделать финал. Выбрали модный для конца 1980-х вариант: закончить трагическим многоточием. В повести Быкова в отличие от кино Степана не ведут в лес, как приговоренного, а лишь направляются с ним к комиссару, но сам парнишка полон надежд.

Дело случая

Леонид Дьячков

В Минских театрах в 1980-е авторы не нашли молодого актера, который в их представлении походил бы на юношу из белорусской глубинки. Бродя по лесу, выбирая места для натурных съемок, режиссер с оператором увидели компанию, которая жгла костер. Среди ребят Александр Мороз заметил парня, идеально подходящего на роль Стёпки. Пригласили юношу на пробы. Думали, лесной незнакомец не явится. В день кастинга в павильоне было много других претендентов. Одного почти утвердили, но из темного угла раздался голос: «А меня будут пробовать, я зря приехал?» Это был тот самый мальчишка из леса. Вскоре, отсмотрев всех претендентов, Быков утвердил именно его — Александра Кукареко.

 

Владимир Грицевский

Роль отца Мити исполнил ленинградский актер Леонид Дьячков, оказавшийся в ленте по настоянию Виктора Турова. В его фильме «Люди на болоте» (1984) он сыграл Алейку.

Воплотить на экране хамоватого, неприятного Бритвина согласился минский актер Владимир Грицевский.

Натуральным образом

Фильм снимали под Смолевичами и в Березинском заповеднике, на границе Минской и Витебской областей. Там художники нашли старый деревянный мост, который герои ленты должны взорвать. Интересно, что творческие задачи авторов совпадали с желанием руководителей заповедника. Мост в лесу через приток Березины вел в заповедник, но функционально в этом месте был бесполезен. Зато через него в охраняемую зону лесопарка проникали туристы и местные жители, мусорили и устраивали охоту на птиц, занесенных в Красную книгу. Руководство заповедника попросило взорвать мост так, чтобы он не подлежал восстановлению. Пиротехники не пожалели заряда. Взрыв предполагался такой силы, что его решили снимать из бронетранспортера, присланного из соседней военной части.

Александр Кукареко

Даже в поздние советские годы гибель животных в кадре не всегда имитировали. Лошадь, по сценарию запряженная в телегу с бидонами, погибла на съемках.

Студия купила списанного в колхозе коня, соплеменников которого уже отправили на мясокомбинат, — вспоминал Александр Кукареко. — А наш пожил еще немного. И остался на кинопленке навечно. Требовалось, чтобы животное погибло по-настоящему, но прежде у него должны были подкоситься передние ноги после выстрела Бритвина. Ему вставили в уши пиропатроны, они сработали, ноги подкосились, а потом произошел взрыв. Печально, но факт.

Стоп! Все свободны

Александр Мороз

Премьера фильма состоялась 10 марта 1990 года. Не все работающие в кадре и за кадром остались в профессии. Режиссер Александр Мороз до распада СССР снял еще одну картину — «Кукушкины дети» (1991). Потом пропал. Говорили, уехал в США.

Он не хотел снимать «кооперативные» фильмы 1990-х и ушел из кино, — рассказывал Александр Кукареко. — Работал в такси, а потом в одной из минских гостиниц слесарем, столяром. Я тоже работал в такси, потом в милиции, затем возил газовые баллоны по деревням.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ