КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Маленький сержант»

О том, как создавался фильм «Маленький сержант», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Производство совместных с западными студиями фильмов было в БССР редкостью. Но знаменитый режиссер Лев Голуб в 1974 году сумел сделать подарок съемочной группе и гродненскому мальчишке Валику Клименкову. Им предстояло шесть месяцев путешествовать по Белоруссии, Чехословакии.

О чем фильм

На глазах у 11-летнего белоруса Бориски гитлеровцы убивают мать, сжигают дом, а самого мальчишку в закупоренной бочке бросают в реку. Парня спасает лейтенант Агеев. Со временем Борис становится сыном полка, сержантом медицинской службы, выносит на себе раненных с поля боя. Однажды он пытается спасти солдата чехословацкого формирования, воюющего на стороне Красной армии. Перед смертью раненый боец Ярослав просит мальчишку, если тот дойдет до Чехословакии, передать матери семейную реликвию — медальон.

Весной 1945-го Борис приезжает в маленький чехословацкий городок, находит мать Ярослава, но сказать ей о гибели сына не может.

Только на третьи сутки, когда она приводит в порядок одежду Бориса, случайно находит в нагрудном кармане медальон сына. Женщина понимает: подросток пытался оградить ее от страшной вести.

У героя фильма Бориски был реальный прототип, и в Чехословакии о нем помнили.

Лучших не ценили

Сценаристом совместного советско-чехословацкого фильма стал детский писатель Юрий Яковлев. На его счету более 20 фильмов, десятки литературных произведений для детей и юношества.

Режиссер — классик белорусского кино Лев Голуб, автор легендарных картин «Девочка ищет отца», «Полонез Огинского» и др. «Маленький сержант» был последним его фильмом. После него он прожил еще 19 лет, но снимать мэтру больше не дали. В 1986 году уволили с киностудии. Его не стало в 1994-м. Голуб был признанным мастером в создании патриотических фильмов для детей. Но именно это раздражало коллег. А молодое поколение в 1980-е вообще считало такие картины несообразными высокому искусству.

— В 65 лет режиссер получил приз ЦК ВЛКСМ, — рассказывал Юрий Цветков.  «Маленький сержант» — фильм для очень юного зрителя. Лев Голуб умел делать кино для детей даже в таком солидном возрасте, понимал душу ребенка. И это само по себе феномен. Лишившись возможности снимать, Голуб остался без гонораров. Других доходов у режиссеров нет. Заслуженный деятель искусств БССР, народный артист БССР в конце жизни влачил нищенское существование. В начале 1990-х я лично видел, как в Москве (он жил неподалеку от Дома кино) Голуб собирал бутылки, хотя никогда не пил. У него просто не было денег на пропитание.

Призер фестивалей

Мальчишку на роль маленького сержанта Бориски отбирали из 2 000 подростков. Валентин Клименков по типажу совпадал с прототипом, его фотография была у режиссера. Валентин не занимался в театральных кружках, просто приехал из Гродно на кинопробы, о которых тогда объявили по радио.

— Лев Голуб всегда подсказывал и делал это ненавязчиво, — вспоминал много лет спустя В. Клименков.  Например, ставил задачу, а потом спрашивал: «Ты с этим согласен?» И я соглашался, но долго считал, что многие идеи на кинопробах и съемках были моими. Только потом понял: мастер так мне помогал. Режиссер просил претендентов прочесть стихи. Все декламировали что-то из школьной программы. А я — короткое стихотворение, посвященное Дню Победы. Существенным стало и то, что я умел играть на аккордеоне. В фильме есть такая сцена. Правда, кто-то из руководства увидел, что аккордеон немецкий, и сказал: не мог советский сержант играть на аккордеоне врага. Пришлось переучиваться играть на баяне. Даже преподавателя наняли. Моя жизнь разделилась на периоды до съемок и после. Когда вышел фильм, я год ездил по кинофестивалям. Но актером не стал.

В 1976-м Валентин получил почетный диплом как исполнитель детской роли на кинофестивале чешских и словацких фильмов в Брно, приз «Хрустальная бабочка» как исполнитель главной роли на кинофестивале детских фильмов в чешских Будейовицах.

Наставника главного героя подполковника Красной армии сыграл Геннадий Корольков, актер Московского театра имени Ленинского комсомола. В ленте снимались и чехословацкие артисты. Например, погибшего Ярослава, чей медальон доставляет маленький сержант, сыграл чех Мирослав Ногинек. Участники съемок вспоминали, что члены чехословацкой съемочной группы в Минске покупали детские игрушечные автоматы и пистолеты своим детям в подарок. В ЧССР продажа военных игрушек была запрещена.

Весовые категории

Сцены боев снимали в Карпатах и Белоруссии. Город, в который приезжает Бориска к матери Ярослава, — в ЧССР. Многие сцены — в павильонах Минска.

— Одновременно с нами снимали «Приключения Буратино», — рассказывал В. Клименков.  Мы подружились с Димой Иосифовым, игравшим главную роль. У него постоянно отклеивался накладной длинный нос. В нашей группе работал более опытный гример Александр Журба, который всё время его подклеивал.

Там же, в павильоне, мне пришлось таскать на себе чешского актера, он исполнял роль умирающего Ярослава. Весил он килограммов 90, а мне было 12 лет!

Далеко не арийцы

Армия всегда помогала кино. Особенно в советское время. Лента «Маленький сержант» не стала исключением. Для съемок сцен, где много фашистских солдат, прислали роту рядовых Советской армии. То ли командованию не объяснили, кого придется сыграть бойцам, то ли там кто-то решил пошутить, но почти все солдаты оказались призывниками из советских республик Средней Азии с характерной внешностью и разрезом глаз. Лев Голуб пытался избежать киноляпа: велел этому воинству нахлобучить немецкие каски. Использовал и монтаж. Но оставить в фильме только те кадры, где оккупанты видны лишь со спины, не получилось.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ