КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Переправа»

О том, как создавался фильм «Переправа», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Советско-польский фильм режиссера Виктора Турова вышел в прокат в 1988 году. Его основная тема долгое время была в СССР под запретом.

О чем фильм

1944-й. В лесах восточной Польши действуют отряды советских партизан, а также польских Армии Людовой и Армии Крайовой. Их общий враг — гитлеровцы. Но среди советских партизан есть бойцы, чьи родственники пострадали от поляков еще в войну 1919–1921 годов. Среди поляков есть и те, кто никогда не простит гибели близких от рук красных в 1939-м во время раздела Польши. Обе стороны припомнили и более давние исторические обиды, вплоть до Ливонской войны и восстания Тадеуша Костюшко. Даже перед лицом общей угрозы уничтожения нацистами не все готовы сражаться сообща.

Командир советских партизан майор Судаков настаивает на совместной операции против фашистов. Майор же Армии Крайовой Бжезина категорически против альянса с комиссарами.

Когда немцы блокируют лес, партизаны Судакова отражают первый удар и тот предлагает Бжезине план вывода из окружения его отряда. Майор из принципа отвергает предложение коммунистов, толкая солдат на верную смерть. Отряд Армии Крайовой гибнет в болоте.

Политика

Работу над фильмом начали в 1986-м, когда архивы оставались малодоступными, но в советских центральных газетах уже появлялись разоблачительные статьи о перипетиях советско-польских отношений в разные годы. Сегодня, спустя 30 лет после выхода ленты, когда многие подробности рассекречены, всё выглядит еще сложнее. По-прежнему есть две правды, две стороны.

Во время войны имели место и внутренние противоречия между самими поляками, что отражено в кино. Армию Крайову финансировало из Лондона польское правительство «в изгнании». Армию Людову — из СССР. Москва и официальный Лондон были в антигитлеровской коалиции. Но союзники мерились силой друг с другом в том числе руками поляков, разделившихся на два лагеря. «Закончится Вторая Мировая, и нас ждет война Гражданская», — говорит в фильме поручик Армии Крайовой Гжегож Надейн.

Рэмбо вместо партизан

Автор сценария польский писатель Ежи Гжимковски устами Гжегожа Надейна анализировал трагедию в первую очередь своего народа: «Всю историю нас губили спесь и чрезмерное самолюбие. Мы претендовали быть апостолами христианства и Бог знает кем. Но время громких лозунгов закончилось. Запад нам не поможет. Никому мы не нужны, кроме самих себя». Запад действительно не помог. Но и гражданской войны не случилось. Столкновения в Польше между прозападными и прокоммунистическими силами завершились в пользу последних. Польша на 45 лет стала просоветской страной.

В 1988–1989 годах для кинопроката в СССР и Польской народной республике создали полнометражную версию ленты под названием «Красный цвет папоротника». А четырехсерийную телевизионную назвали «Переправой». Когда фильм попал в кинопрокат, ПНР перестала существовать, из конституции исключили понятие «социалистическое государство». За несколько лет до начала реформ Горбачева картина вызвала бы повышенный интерес, но во второй половине 1980-х прошла при полупустых залах кинотеатров. Не было ни резонанса, ни широкого обсуждения в обществе. Тема отношений граждан СССР и Польши больше не интересовала зрителей. Советско-польскому фильму о войне публика предпочла «Рэмбо: Первая кровь» в открывшихся повсюду видеосалонах.

Жертва ради искусства

Роль майора Судакова, командира партизанского отряда, миротворца в конфликтах между русскими и поляками сыграл московский актер Борис Невзоров. За несколько лет до этого он снялся в ленте Турова «Люди на болоте». Из того же актерского состава режиссер утвердил на роль польской разведчицы Камы-Баси Залевской Елену Борзову. Но на худсовете сказали: нужна более европейская внешность. Пригласили неизвестную тогда литовскую актрису Ингеборгу Дапкунайте. Через два года она сыграет путану в «Интердевочке» Петра Тодоровского.

В «Переправе» есть сцена, где группа польских народных мстителей, не зная, что она партизанка, сочли ее немецкой подстилкой и обрили наголо. Брили по-настоящему, прямо в кадре. Схожую роль сыграла звезда фильма «Экипаж» Александра Яковлева. Мстители тоже ее обрили, но, в отличие от Дапкунайте, на бритой голове Яковлевой явно видна постижерная накладка — фальшивая лысина.

Кто тут главный

Фильм снимали в Украине, в Крыму, Польше, под Минском. С советской стороны работала съемочная группа «Беларусьфильма», с польской — студия «Профиль». Польское кинопроизводство уже тогда равнялось на Голливуд, что стало неожиданностью для советских киношников. Оператор-постановщик с белорусской стороны Владимир Спорышков вспоминал:

— Когда снимали первую сцену, предложил польскому оператору Богуславу Лямбаху сесть за камеру, мол, мастер, прошу к аппарату. Я как бы подчеркивал свое уважение: ему было около 70 лет. Потом мне сказали: «Ты почему деда обидел?» Оказалось, их операторская группа давно работает по американской системе: за камерой сидит исполнитель (cameraman), а сам оператор-постановщик (Director of photography) определяет концепцию съемок. Он сидит не за камерой, а у монитора вместе с режиссером фильма.

Был еще один неожиданный поворот в манере работать. С польской стороны по съемочной площадке бегала девушка в короткой юбке и что-то записывала. Все думали: администратор, подсчитывает число присутствующих, чтобы знать, сколько порций обеда заказывать. С ней даже заигрывали. Когда настал день зарплаты, выяснилось: девушка отмечала, кто и сколько времени стоял без дела, от кого пахнет пивом. На основании записей польская сторона срезала суммы выплат.

Справочно

На съемках случилась трагедия. Отрабатывая сцену боя в болоте, погиб польский актер-эпизодник. Гильза из автомата ударила в шею и вскрыла артерию — актер упал в воду, но никто не понял, что он истекает кровью. Сцену снимала польская сторона, поэтому никого из белорусской группы не привлекли к ответственности.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ