КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Пойти и не вернуться»

О том, как создавался фильм «Пойти и не вернуться», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Ленту снимали в конце 1991 года. Картина стала последним в истории белорусским советским художественным фильмом по заказу Гостелерадио СССР.

О чем фильм

Зима, 1943 год. Гродненская область. Юная партизанка Зося идет в разведку. В сумерках падает в реку, но неожиданно девушку спасает знакомый по отряду Антон Голубин. Он утверждает, что послан командиром для помощи ей в выполнении задания. Зосю одолевают сомнения: поддельное немецкое удостоверение выписано на настоящее имя парня, чего не бывает в разведке. Однако Антон только что ее спас. Одежда Зоси насквозь мокрая — надо ее просушить. И молодые люди проводят ночь в сарае на хуторе.

Утром Антон раскрывает Зосе свой план — явиться к фашистам в Скиделе, повиниться, зажить мирно, устроиться в полицию, где давно служит его свояк. Девушка наотрез отказывается содействовать.

Неожиданно на хутор заявляются четверо партизан из другого отряда. С Зосей они знакомы, с Голубиным — нет. Тот умоляет девушку не выдавать его намерений перейти на сторону немцев. Поскольку между ними была близость, Зосе страшно открыть правду своим: если в отряде узнают, что Голубин предатель, ее связь с ним чревата последствиями. И она говорит партизанам: «Он наш».

Когда Зося и Антон вновь оказываются в лесу вдвоем, та заявляет, что дальше пойдет одна, и удаляется по заснеженному полю. Голубин понимает: она доложит о его малодушии. Он снимает с плеча винтовку и стреляет ей в спину.

Недосказанное

В одноименной повести Василя Быкова, по которой снят фильм, есть продолжение истории. Раненая Зося добирается до ближайшей деревни и теряет сознание. Местные жители отпаивают ее молоком, на санях отвозят к доктору. У автора открытый финал: неясно, выживет ли разведчица. Есть и другая недосказанность: Голубин бежит к родственнику-полицаю в Скидель, а Зосю везут именно в этот районный центр.

Шаг в неизвестность

В 1990-м режиссер Александр Карпов решил экранизировать повесть. Фронтовики Карпов и Быков работали над сценарием совместно, всегда понимали друг друга. У них уже был опыт соавторства — фильм «Долгие версты войны» (1975). В повести, написанной в 1977-м, из уст Зоси, искренней активистки 1930-х, звучит много комсомольской патетики. Поскольку производство фильма совпало с распадом СССР, Быков согласился убрать из сценария все монологи девушки о советских идеях, оставив только личную историю героев. Когда сценарий был готов, болезнь не позволила Карпову продолжить работу над картиной. Он обратился к режиссеру-документалисту Николаю Князеву, который пробовал себя в художественном кино.

Князев вспоминал:

— Название повести «Пойти и не вернуться» соответствовало духу 1991-го, так как тогда никто не знал, куда мы идем, что будет дальше с кино и со страной: пустые полки магазинов, продовольственные талоны, коллапс экономики. Советские деньги, которые выделило на съемки Гостелерадио СССР, мгновенно обесценились в связи с инфляцией. Съемки начинали без утвержденной сметы, с оставшимся нищим бюджетом. А добавить средства с учетом изменившихся реалий начальство не согласилось.

Первая проба

1990-е для одних стали катастрофой, для других — началом пути. На роль Зоси пробовались знаменитые советские актрисы Марина Левтова и Ольга Машная. Но Николай Князев утвердил никогда не снимавшуюся в кино второкурсницу Белорусского государственного театрально-художественного института Юлию Высоцкую:

— Время было смутное, мне исполнилось 18 лет, а в этом возрасте всё нипочем. Я жила в общежитии на ул. Сурганова, как-то перебивались. Одному из деревни привозили картошку, другому — соленья, шоколадный батончик был роскошью. За кинопробы платили, поэтому я решила пойти, чтобы заработать на еду. Не верила, что утвердят. Пройдя пробы, вышла из здания «Беларусьфильма» с деньгами. Их хватило ровно на килограмм мандаринов, которые я тут же купила, и была счастлива.

Как вспоминал Князев, он сразу увидел, что «в Юлии есть нерв, струна и внутренняя подвижность. Она и требовалась для постоянного изменения ситуации в сюжете».

В 1995-м актриса снялась в фильме Михаила Пташука «Игра воображения», а через год представляла ленту на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где познакомилась с будущим мужем режиссером Андреем Кончаловским.

Роль Антона Голубина исполнил выпускник Ярославского театрального училища Игорь Шуть. К сожалению, дальнейшая актерская судьба его неизвестна, как и многих его коллег, начавших карьеру в 1990-е.

Партизан, местных жителей сыграли минские актеры Геннадий Овсянников, Александр Подобед, Владимир Сичкарь. Эпизодическую роль маленькой дочери хуторян исполнила дочь режиссера Ксения Князева.

Ощущение холода

Ксения Князева вспоминала:

— Я спросила у Юлии Высоцкой, что для нее страшнее всего в съемках. Будучи ребенком думала: как можно целоваться в кадре с посторонним мужчиной? Она ответила: «Целоваться в кино можно понарошку, а вот под лед в холодную воду придется провалиться по-настоящему».

Опасения оказались ненапрасными. Гидрокостюм под крестьянской одеждой был бракованным. Актриса вымокла до нитки. После переохлаждения на съемках для растирания полагались 500 г спирта. Но этого не хватило. Помогли местные жители деревень Мглё и Каменка Смолевичского района, между которыми находилась площадка натурных съемок отечественной киностудии. В те годы после пресловутого сухого закона почти в каждом деревенском доме был самогонный аппарат. Самогоном и растирали будущую звезду, чтобы не получила обморожение. Юлия даже не простудилась!

После премьеры Василь Быков пожал руку Николаю Князеву и сказал: «Спасибо. Вам удалось создать ощущение холода». Что классик имел в виду? Ощущение холода в человеческих отношениях? Холода в душе от поступка Голубина? Холода от лютой зимы на экране?

В 1991-м никто не представлял, какие холода еще предстоит пережить стране и кинематографу в ближайшее десятилетие.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ