КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Родина или смерть»

О том, как создавался фильм «Родина или смерть», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Эта лента 2007 года — о немецкой диверсионно-разведывательной школе для подростков в годы войны, основана на реальных событиях.

О чем фильм

События происходят осенью 1942-го. В результате крупной железнодорожной диверсии погибают сотни советских солдат. Контрразведка выясняет, что взрыв — дело рук группы подростков, которые получили навыки в специально созданной разведшколе. У сирот, чьи родители были репрессированы, достаточно поводов для ненависти к советской власти.

Данька Фролов по кличке Крыса, сын пропавшего без вести полярника, не желает становиться пособником фашистов. Когда его забрасывают в тыл для организации взрыва в гарнизонном клубе, он игнорирует задание. Парень присоединяется к одному из подразделений Красной армии как заблудившийся. Но при первой попытке откровения сталкивается с недоверием. Его задерживают. Данька совершает побег и в лесах прифронтовой зоны вновь попадает к немцам. Фролова возвращают в разведшколу. Нацисты приказывают другим курсантам похоронить парня заживо для устрашения остальных. Подростки отказываются. В те же дни для ликвидации разведшколы в район забрасывают боевую группу НКВД. В ее составе — старший лейтенант Дина Старостина, начальник отдела по борьбе с детской преступностью. Группа врывается в лагерь накануне казни Даньки, в бою теряет часть личного состава, но задание выполняет.

Антисволочи

Для Аллы Криницыной картина стала режиссерским дебютом. В кино она не была новичком. В 1981 году окончила Киевский государственный институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого по специальности «киновед-кинокритик». Но сделала карьеру киносценариста. С 1986-го экранизированы более 25 ее произведений. Как сценарист стала обладателем первой премии Госкино РФ за фильм «Спартак и Калашников». Ее перу принадлежит комедия «Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной».

Криницына позиционировала свою ленту как «антисволочи», противопоставляя картине «Сволочи», вышедшей годом ранее. В ней зеркальная ситуация: руководство НКВД СССР для действий в тылу врага привлекает в качестве диверсантов подростков из уголовной среды. После премьеры «Сволочей» ФСБ России провела расследование и вынесла вердикт: факт привлечения подростков к работе в системе НКВД — ложь. А фильм «Родина или смерть» впоследствии получит премию ФСБ России.

Одновременно режиссер была и автором сценария. Она не знала, что не является первооткрывателем темы в кино.

Александр Абадовский

— В 1991-м на «Беларусьфильме» я был оператором-постановщиком, снимали ленту на аналогичную тему «Кукушкины дети», — вспоминал белорусский оператор Александр Абадовский. — В начале 1990-х все посещали видеосалоны, а в кинотеатры ходить перестали, картина прошла незамеченной. Алла Криницына удивилась, что не стала первой. Я показал ей нашу работу. Там по сути всё то же самое: разведшкола, подростки, диверсии.

Александра Абадовского пригласили в съемочную группу ленты «Родина или смерть» в качестве оператора-постановщика.

На самом деле

В советском тылу неоднократно случались диверсии, совершенные подростками из действительно существовавших специально для них немецких разведшкол. Бобруйская готовила разведчиков широкого профиля. В Орше обучали подрывников-диверсантов, подростков натаскивали на ведение разведки ближних тылов Красной армии. Самая известная школа «Зондеркоманда «Гемфурт» располагалась близ немецкого города Касселя. Вербовали 13–17-летних из детских домов Орши и Смоленска, везли в село Сметово под Оршей, затем этапировали в Германию. Агенты работали парами в ветхой одежде и без документов. По оперативной легенде выдавали себя за сирот. В первые дни августа 1944-го, после освобождения Минска, более 60 выпускников были заброшены на территорию Белоруссии, где налаживался послевоенный быт. Их снабжали взрывчаткой, замаскированной под бруски каменного угля, деньгами, пропусками для возвращения через линию фронта. В большинстве случаев подростки, ставшие агентами не по собственной воле, оказавшись у своих, добровольно приходили в отделы контрразведки.

Судьба подростков, остававшихся в «Зондеркоманда «Гемфурт», в конце войны сложилась удачно. СМЕРШу удалось перевербовать одного из преподавателей школы Алексея Скоробогатова. Он вывел к нашим всех учеников.

Не обучили

Екатерина Редникова

У фильма было два источника финансирования. С российской стороны — частные деньги с условием: роль Даньки Фролова сыграет 12-летний сын мецената Владислава Вьюжанина. Но мальчишке из богатой московской семьи сложно перевоплотиться в деревенского сироту, да еще окончившего разведшколу. В советском кино в таких случаях юного актера обучали навыкам быта, типичным манерам, позволяли вжиться в роль. В этой ленте подготовку проигнорировали. Видно, что парень даже не умеет правильно держать нож, а по лесу бродит, как ребенок, потерявший родителей.

Дмитрий Пустильник

Старшего лейтенанта НКВД Дину Старостину сыграла известная в 2000-е московская актриса Екатерина Редникова. Широкой популярностью она обязана фильму Павла Чухрая «Вор» (1997), где ей досталась роль подруги персонажа Владимира Машкова и мамы главного героя.

Белорусские актеры Оксана Лесная, Денис Никитик, Андрей Добровольский, Дмитрий Пустильник сыграли преподавателей разведшколы, офицеров.

Гитлер капут

Картину снимали в Минской области. Те, кто играл немцев, оказались в непростой ситуации.

— Мне дали роль офицера Динтера, — вспоминал Андрей Добровольский. — Она на русском языке, ничего сложного. Но выяснилось, что в кадре нужно говорить на немецком. На площадке запишут чистовой звук, который сразу войдет в ленту. А я знал только «Гитлер капут». До съемок оставалось много времени. Я поехал на курорт, но вместо того чтобы отдыхать, учил немецкий. Однако произношение всё равно страдало. Всех наших, кто в кадре говорил на немецком, переозвучили профессионалы-лингвисты.

Алла Криницына
Денис Никитик

Иногда режиссер пыталась пользоваться шоковыми приемами.

— Я играл преподавателя разведшколы Смоляра, — рассказывал Денис Никитик. — По сюжету отряд НКВД, чтобы склонить к сотрудничеству, на моих глазах расстреливает моего экранного брата. Алла Криницына попросила, чтобы расстрелянного сыграл мой родной брат. Но меня это не впечатлило, было холодно, два часа ночи. И я знал, что всё понарошку.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ