КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Сад»

О том, как создавался фильм «Сад», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Юные актеры, снявшиеся в этой ленте в 1983 году, стали известными еще в 1970-х. На фильмах, в которых они играли, воспитывалось не одно поколение зрителей.

О чем фильм

В мае 1945 года в белорусской деревне открывают детский дом, директором назначают бывшего партизана Мирона Афанасьевича. Садовые деревья были спилены здесь во время оккупации по распоряжению гитлеровцев. Директор добивается в райкоме партии, чтобы привезли сотню саженцев яблонь для нового сада. Принимая участие в его закладке, учитель Ольга Ивановна, которая только приехала из города, откровенно признается руководителю интерната, что во время войны по заданию подполья была переводчиком в немецкой комендатуре, передавала секретные сведения партизанам. Но всех ее соратников выдал предатель. Ольга Ивановна знала его имя, но не могла доказать его связь с фашистами. Из города ей пришлось уехать — там ее помнили как работника гитлеровской комендатуры.

Мирон Афанасьевич готов ей помочь восстановить истину. Но подпольщица считает, что все должна сделать сама. Деревенский житель Сидор узнает тайну Ольги Ивановны. Пытается ее шантажировать, добиваясь физической близости, а получив отказ, прилюдно называет фашистской подстилкой. Девушка уезжает в город, чтобы вернуть свое честное имя. Ей удается доказать свою причастность к подполью, но она погибает. Посмертно награждена орденом Красной Звезды. В саду возле детского дома растет яблоня, названная ее именем.

С большевистской прямотой

В 1970–80-е годы тема детских домов и интернатов часто возникала в советском кино. Фильмы «Подранки» Николая Губенко, «Пацаны» Динары Асановой имели всесоюзный успех. Лента «Сад» на эту же тему прошла незамеченной и осталась безызвестной, притом что картины для детей и юношества в ту пору были визитной карточкой минской киностудии.

— Я даже не видел, чтобы фильм появлялся в прокате в кинотеатрах Москвы, — сожалел Аристарх Ливанов.  Виталий Павлович Четвериков был умным и очень острым на язык. Знаю, что на приемке картины одному из киноначальников в Минске он сказал все, что о нем думает. В результате прокат фильма в кинотеатрах стал мизерным.

Побег за побегом

Виктор Козько — автор повести, на основании которой был снят фильм «Сад». В 1946 году будущий писатель оказался в Вильчанском детском доме Житковичского района. Его директором был фронтовик Мирон Сорока, ставший прототипом героя картины. Автор даже не изменил его имя и отчество. Думал ли фронтовик, что его воспитанник Витя Козько будет секретарем Союза писателей БССР и автором более 100 произведений?

Режиссер ленты — Виталий Четвериков. У него тоже было военное детство. Узнав о гибели отца, бежал на фронт, но был снят с поезда милицией и, как беспризорник, отправлен в спецприемник.

В Алма-Ату, где Четвериков провел детство, эвакуировали главные киностудии страны. Парня поразило, как снимают кино.

После войны учился в Ленинградском высшем военно-морском училище. Однажды курсанты поехали в Москву на смотр художественной самодеятельности. Но Четвериков сбежал на экзамены во ВГИК, как когда-то юнцом на фронт. Страсть бежать навстречу мечте осталась на всю жизнь. После окончания института в 1962 году оказался в Минске.

Звездным часом мастера стали ленты «Руины стреляют», «Черная береза». Как вспоминала вдова режиссера Жаннетта Четверикова, сценарий фильма «Сад», попавший в руки Виталию Павловичу, был словно о его детстве. В ту пору он болел, пережил три инфаркта, но упустить возможность снять эту картину не мог. На съемочную площадку ездил с пакетом лекарств. Успел отснять материал и умер. Виталию Четверикову было всего 50 лет.

«Подайте червонец золотой»

Фильм снимали в 1982 году в городе Наровле на берегу реки Припяти.

— Мы были подростками, поэтому шутили иногда глупо, — вспоминал Владимир Станкевич. — Одежду послевоенных беспризорников на нас надевали в гостинице «Наровлянка», там же гримировали. По дороге на съемки я на спор садился на ступеньки, снимал кепку и пел: «Здесь, у «Наровлянки», сижу я молодой, подайте мне, подайте червонец золотой». А пацаны прятались в кустах, наблюдали. Из-за жалкого, оборванного вида мне подавали. И спор я выигрывал.

В массовых сценах беспризорников играли подростки из настоящего детдома. Они уже успели хлебнуть горя, и их ровесники — звезды кино — вызывали раздражение у мальчишек, потерявших родителей.

— Часто чуть до драки не доходило, — рассказывал Александр Кудытин. —Утихомиривал всех Володя Станкевич. Он объяснял, что если пустим кулаки в ход, то синяками и ссадинами испортим свои лица не на один день. Съемки будут сорваны, и мы подведем всю киногруппу.

«По секрету всему свету»

Аристарх Ливанов, сыгравший в киноленте отрицательного персонажа Сидора, снялся ранее в 1-м и 3-м фильмах киноэпопеи «Государственная граница» в роли циничного белого офицера Сержа Алексеева. Белорусский киносериал был популярен, с легкой руки минских кинематографистов Ливанова стали узнавать на улице.

Дмитрий Матвеев, которому предложили роль Мирона Афанасьевича, не был известен зрителям, но очень уж походил внешне на прототипа героя.

Галина Сулима, начинающая украинская актриса, сыграла Ольгу Ивановну.

Владимиру Станкевичу настоящую славу принес кинохит 1970-х «По секрету всему свету». С тех пор многие мальчишки и девчонки знают его как Дениса Кораблева. «Сад» стал 15-м фильмом в кинобиографии Станкевича. Шестнадцатилетний парень исполнил роль приблатненного подростка Мысы. После Владимир снялся еще в десятках лент как в Минске, так и в Москве.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ