КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Шаги по земле»

О том, как создавался фильм «Шаги по земле», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Эта лента стала первой картиной, снятой в 1968 году студией «Телефильм» на базе киностудии «Беларусьфильм». Авторы должны были показать жизнь советских людей перед западным зрителем. Содержание устраивало не всех.

О чем фильм

События развиваются в 1941-м и 1960-х. В 1960-е группа археологов под руководством профессора Журавлева ищет захороненные в южных степях СССР артефакты. Он знает также, что 25 лет назад его коллеги пропали в этих местах без вести.

В 1941 году события развивались стремительно. Группу археологов во главе с профессором Нечаевым захватили в плен немцы. Оккупанты хотели выяснить у ученого, какие старинные ценности и документы он ищет в этих местах. Они знали о работах Нечаева.

Профессор перед гибелью сообщил табунщику Никифору: тетрадь с тайной сокровищ спрятана в кладке колодца. Спустя два десятилетия тот открывает тайну археологам — и они находят тетрадь.

Витрина образа жизни

В конце 1950-х в Гостелерадио СССР создали отдел международного обмена телепрограммами и телефильмами со странами Восточной Европы. В разные годы он назывался главным управлением внешних сношений, студией зарубежного обмена телепрограммами. По заказу редакции студии отдела создали ленту. На фоне подвига советских ученых-археологов фильм должен был стать витриной образа жизни и достатка в СССР. Поэтому деревенские табунщики в кино ходят в модных зауженных брюках и белых накрахмаленных рубахах. А сельские девушки носят ботфорты на плоском ходу или туфли на каблуке и платья с драпировкой.

Режиссеру фильма Игорю Добролюбову то и дело напоминали: фильм будут смотреть зарубежные зрители. Задача — создать благополучный образ советских граждан.

Для сценариста Анатолия Проценко этот фильм — первая полнометражная работа. Игорь Добролюбов накануне закончил работу над лентой «Иван Макарович», ставшей лауреатом Венецианского международного кинофестиваля.

Дебют знаменитости

Роль профессора Журавлева исполнил Валентин Зубков. Во время войны он был боевым летчиком, выполнявшим опасные задания. После Великой Отечественной недолго работал в «Спецконтрольпроекте». Но вскоре записался в самодеятельную театральную школу при МГУ. Первую большую роль сыграл в 1955 году. Прекрасная фактура Зубкова — доброе и открытое лицо, ладная фигура — привлекла внимание кинематографистов. Зубков снялся в нескольких десятках фильмов, многие из которых вошли в сокровищницу советского кинематографа. Среди них «Летят журавли», «Коммунист», «Иваново детство», «На войне как на войне».

Роль в ленте «Шаги по земле» стала первой в кинобиографии и одного из самых востребованных нынче российских актеров Валерия Баринова.

Федор Никитин сыграл роль академика Никифорова. В 1941–1943-м — командир пулеметного взвода народного ополчения, с 1943-го — актер и режиссер ленинградского Блокадного театра (такое название дали ленинградцы театру, открытому во время блокады). В первом своем фильме «Тереза Ракен» актер снялся еще в 1918 году.

Юность, поэзия и вино

Съемки проходили на побережье Азовского моря рядом с мысом Казантип вблизи города Щелкино.

— Съемочную группу разместили в домах старого довоенного пионерского лагеря, — рассказывал Валерий Баринов. — Отсутствие удобств, душа, туалета, умывальника никого не смущало. Все были послевоенными детьми. Зато имелись море и тепло. По окончании съемок с берега никто не расходился. Прогуливались, устраивали застолья, где под сухое крымское вино болтали о поэзии.

Урезали гонорар за полеты

Сегодня общие планы и вид сверху часто снимают с помощью дронов. В 1960-е для этого требовался вертолет. Его предоставили военные.

— Тогда многие были увлечены длинными колоритными планами в фильмах Антониони, — рассказывал оператор-постановщик Дмитрий Зайцев. — С вертолета снимал бегущих лошадей, берег моря. Возможно, увлекся. В результате из гонорара моего и режиссера вычли значительную сумму за перерасход кинопленки. Было обидно.

В то же время качество кинопленки оставляло желать лучшего.

— Советская цветная кинопленка выдавала брак в кадре, — пояснил Дмитрий Зайцев. После 17:00, когда солнце было не в зените, лица актеров становились кумачовыми. Гримеры тонировали лица, но это не помогало.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ