КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Свадебная ночь»

О том, как создавался фильм «Свадебная ночь», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фильм снят в 1979 году по повести Ивана Шамякина «Брачная ночь». Ленту хотели назвать так же. Но чиновники заявили, что понятие «брачная ночь» связано в умах советских людей с интимной близостью. А понятие «свадебная ночь» больше ассоциируется с затянувшимся застольем.

О чем фильм

1942 год, Белоруссия. Связная партизанского отряда Валя Мережко периодически приходит из села в город, чтобы от подпольщика Степана, своего возлюбленного, получить сведения о передвижениях немцев. После войны молодые люди намерены пожениться. Степан для прикрытия лоялен к оккупационным властям, работает на узловой железнодорожной станции.

Вскоре с большой земли в партизанский отряд прибывает разведчица Мария с особым заданием. Она должна обосноваться в райцентре, войти в доверие к немцам. Валя знакомит разведчицу со Степаном, а тот помогает устроиться ей на работу в контору железной дороги, снять комнату по соседству.

В какой-то момент Валю обуревает ревность. Без предупреждения она пробирается в город и неожиданно попадает на свадьбу Марии и Степана. За столом есть и немецкие офицеры.

Намерению Вали прервать скандалом свадьбу возлюбленного и разлучницы помешала бомбардировка железнодорожного узла. Оказалось, что фиктивная свадьба была нужна для отвлечения немцев от постов, где товарищи по подполью включили прожекторы, осветив советским самолетам цели для уничтожения.

Не война, а любовь

Режиссер Александр Карпов был признанным мастером военного кино. В течение 15 лет в дни празднования Победы его картину «Долгие версты войны» транслировали в эфире Центрального телевидения СССР.

Снимать фильмы с масштабными боями — дело хлопотное и беспокойное. Нужна передышка! Совсем отказываться от военной тематики фронтовик Карпов не хотел. Поэтому обратил внимание на повесть Ивана Шамякина, где тема войны звучит умеренно, больше любви и ревности.

— Говорили, что режиссер не из спокойных, может выругаться, правда, не в адрес актера или работника группы, а в отношении ситуации, — рассказывал Михаил Долгинин, исполнитель роли Степана.  Но я увидел абсолютно умиротворенного человека. В нашем фильме не было боев, в основном локальные сцены на несколько актеров. Я получил удовольствие от работы с этим режиссером.

Как на картине

Роль Марии исполнила начинающая московская актриса Наталья Андрейченко.

В 1979-м она еще не сыграла разбитную красавицу Любу Антипову в «Военно-полевом романе» (1983) и веселую няню в «Мэри Поппинс, до свидания» (1984). Но картина «Сибириада», где Андрейченко появилась в образе холодной русской красавицы, уже вышла на советский экран. Кроме актерского таланта Андрейченко в «Сибириаде» откровенно демонстрировала красоту своего тела. «Беларусьфильм» не хотел отставать от «Мосфильма» и даже продвинулся дальше! Уже не первая в белорусских военных лентах сцена купания голышом в реке удивила зрителей не только пикантностью, но и развязкой. Нагая Андрейченко смело выходит из воды и стреляет из автомата в домогающегося ее полицая, который до поры подглядывал из кустов.

Роль полицая сыграл известный в 1970-е художник, резчик по дереву Иван Сидоров.

Он вспоминал:

— Из сцены, где обнаженная Андрейченко стреляет в меня, хотели сделать что-то вроде картины Джорджоне «Юдифь». На ней патриотка, символ борьбы иудеев с угнетателями, отрубает голову мучителю Олоферну, которого ранее соблазнила. Деликатный режиссер Карпов сначала нашел актрисе дублершу. Но она посмотрела на нее и сказала: «Нет! Я лучше». И снималась сама. Холодно, октябрь, после съемки ее растирали спиртом.

У актрисы был один недостаток — отсутствие музыкального слуха. В других фильмах ее озвучивали профессиональные певицы, а в «Свадебной ночи» в кадре за нее спела Ирина Корытникова, исполнительница роли Вали Мережко. Тогда актрисе не исполнилось и 20 лет. А уже в 25, в середине 1980-х, она навсегда ушла из кино, посвятила себя служению Богу, пела в церковном хоре. С середины 1990-х Ирина была прикована к инвалидному креслу — рассеянный склероз. За ней заботливо ухаживал супруг, звезда советского кино Леонид Каюров, окончивший духовную семинарию в Сергиевом Посаде.

Ирина Корытникова и Леонид Каюров

Взрыв от души

Заканчивается фильм сценой взрыва железнодорожного узла.

— В день съемок всей группе объявили выходной, — рассказывал ассистент оператора Владимир Логвинович.  Работали только операторская группа и пиротехники. Нам выделили закрытую железнодорожную ветку близ Бобруйска. Но метрах в ста и далее стояли здания и ремонтные боксы. Стены этих сооружений на 70 % из стекла. Мы расставили три камеры. Пиротехники обещали сделать небольшой взрыв, но много огня. Поскольку товарные вагоны были закрытыми, взрыв детонировал больше, чем ожидали. В зданиях в округе насквозь вылетели все стекла. Студии пришлось платить большие деньги. Нам еще повезло, что разлетевшееся стекло никого не покалечило.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ