КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Яма»

О том, как создавался фильм «Яма», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Режиссеру Александру Колбышеву в 2020-м исполнилось бы 60. Восемь лет его нет с нами. Лента «Волки» (2009) набрала на разных платформах более 20 млн просмотров. «Яма» (1996) — одна из первых его работ.

О чем фильм

Август 1941 года. Фашисты — два офицера и один унтер — ведут на расстрел красноармейцев. Один из них рядовой, тощий, слабый физически, но волевой. Другой — политрук, плечистый и жилистый, но слаб духом. Немецкий офицер бросает лопаты пленным и предлагает: «Кто выкопает яму за 15 минут, будет отпущен». Политрук подумал: «А вдруг». Схватил лопату и начал копать. Рядовой даже не прикоснулся к черенку, стоял, гордо подняв голову. Когда яма была в человеческий рост, лопата уперлась во что-то твердое. Политрук нажал ногой изо всех сил… И понял, что там камень в пол-ямы. Припав лицом к черным от земли рукам, он заплакал. Немцы громко захохотали.

— Брат, прости, — обратился он к рядовому. Но тот ничего не ответил, глядя с ненавистью. Было ясно, что расстреляют обоих.

Перед расстрелом один из фашистов достал фотоаппарат. Немцы, смеясь, встают в кадр с пленными. Офицер приставляет пистолет к виску гордого рядового. Фотограф произносит: «Внимание!» Щелчок затвора фотокамеры вместо ожидаемого выстрела. Цветной стоп-кадр, превратившись в черно-белый, отправляется в вечность. Умереть с достоинством получается не у всех.

Упорхнуть от себя

Александр Колбышев

Рассказ «Яма» Витаутаса Бубниса был опубликован в журнале «Юность» в феврале 1972-го. Будущий режиссер А. Колбышев прочел его в 12 лет и не забывал о рассказе, когда спустя 8 лет оказался в Афганистане, проходя срочную службу в воздушно-десантных войсках. Там сформировался его характер. Честность, преданность, несгибаемость были для него не просто словами. И всё же Александр до конца жизни оставался мальчишкой-максималистом. Умер он рано, в 51 год. Целый день сердце болело, но скорую помощь не хотел беспокоить. Не желал, чтобы его видели слабым, больным. Когда вызвали, было поздно…

— Есть такое понятие — посттравматический синдром. Знакомое состояние для воевавших, — делился режиссер.  Каждый по-своему от него избавляется. Я разными путями пытался. Только творчество мне помогло. Это как упорхнуть. Помню, мы попали в окружение в афганских горах. И было неизвестно, чем всё закончится. Я увидел птичку, которая взмахнула крыльями и улетела, и подумал: «Вот бы и мне так». Занявшись режиссурой, я упорхнул от себя прежнего. Вместе с тем пытаюсь оставить в кино частичку себя. Иначе не бывает.

Последнее «прости»

Михаил Бродский

Фильм «Яма» короткометражный. Оператор-постановщик Михаил Бродский, художник-постановщик Игорь Хруцкий и режиссер А. Колбышев были в середине 1990-х студентами БГАИ, каждый по своей специализации. Мастер на режиссерском курсе Колбышева — Виктор Туров.

— Я хоть и учился еще, это был не первый мой фильм, — вспоминал Александр Иванович. — Рассказ Бубниса лаконичный, но мощный. В нем образы людей, оказавшихся перед нравственным выбором: умереть с гордо поднятой головой или унижаясь. Я пошел в архив музея истории Великой Отечественной, чтобы посмотреть документальные фотографии, почувствовать эпоху, атмосферу. Видел жуткие снимки, сделанные немцами, где они позировали рядом с расстрелянными и повешенными. Финальный кадр в «Яме» — это реальная фотография, которую я видел, один в один. В Афганистане душманы тоже фотографировались с отрезанными головами советских солдат. Жизнь и смерть — вечные темы.

Игорь Хруцкий

И. Хруцкий вспоминал:

— Один герой сильный духом, но слабый телом, другой сильный телом, но слабый духом. Вот это и было интересно Саше. Он говорил об этой истории как о притче, хотел показать всю палитру души человека: и ничтожность, и божественный венец. Политрук произносит «прости» и начинает рыдать. Актер Иван Мацкевич не хотел плакать, доказывая, что это не в характере героя, но Саша настоял. Это важно для режиссера — сделать точный акцент.

Творческий тандем

Игорь Денисов

Кроме актера Национального академического драматического театра имени М. Горького Ивана Мацкевича в фильме снялись актеры-купаловцы. Игорь Денисов сыграл офицера-педанта, гитлеровца с фотоаппаратом — Вячеслав Павлють, унтер-офицера — Александр Павлов.

Максим Беспалый

Роль волевого бойца исполнил Максим Беспалый. Сегодня он режиссер-документалист.

В рассказе всё происходит на ржаном поле. Но картину снимали в песчаном карьере под Смолевичами. Такой выбор натуры был изобразительно интересен оператору Михаилу Бродскому:

— Сейчас бы я применил какие-то подсветки, отражатели. Но тогда была жара, солнце палило. И это придало естественности.

Вячеслав Павлють

Всегда важен тандем художника и оператора. В работе над этой лентой они были единомышленниками.

— Мы сделали раскадровку. В ней искали стилистику, экспрессивную манеру, чтобы передать эмоции политрука, натолкнувшегося на камень. Думали, как будет выразительней, как изменить точку, какой объектив выбрать.

Александр Павлов

По окончании работы фильм шествовал по кинофестивалям. М. Бродского пригласили в Лодзь на кинофорум операторского искусства.

Святая Анна

— Я повез «Яму» на фестиваль студенческих работ ВГИКА, — рассказывал режиссер.  Не мечтал, что фильм может выделиться. Лента получила очень престижный приз «Святая Анна». Вручил мне его Андрон Кончаловский.

Шел 1997 год. Впереди у А. Колбышева было 15 лет жизни, которые он провел «на разрыв аорты» в работе. Снимал в Петербурге картины «Улицы разбитых фонарей», «Опера. Хроники убойного отдела», десятки других детективов. В 2007 году появилась возможность вернуться в Минск и снимать сериалы для российских телеканалов. Это не было близко ему, но стало доходным ремеслом. И только в 2009 году режиссер приступил к съемкам полнометражного фильма «Волки», ставшего венцом его карьеры. Он тоже о нравственном выборе. Казалось, в его судьбе начиналась веха большого кино, к которой он шел. Но жизнь Александра Ивановича оборвалась…

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ