КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Завтра будет поздно»

Национальная киностудия «Беларусьфильм» в разные годы сняла сотни лент военной тематики. О том, как их создавали, перипетиях во время съемок, судьбах актеров и режиссеров — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В понимании советских идеологов фильм «Завтра будет поздно» имел не столько культурное, сколько международное политическое значение.

Есть что вспомнить

Работа над сценарием продолжалась более двух лет, а правки и уточнения вносились на самом высоком партийном уровне.

Во-первых, сценарий начали разрабатывать сразу после пражских событий 1968 года, усиления антисоветских и русофобских настроений в Чехословакии. Идеологи старались убедить граждан ЧССР, что в Советском Союзе проживают братские им народы. Тема партизанского движения и «Беларусьфильм» выбраны не случайно, так как советское руководство считало, что западная республика ближе чехам по менталитету.

Во-вторых, фильмом хотели напомнить: Словакия после 22 июня 1941 года объявила войну СССР, а ее армия на стороне гитлеровцев приняла участие в оккупации советских республик. А весной 1943-го недалеко от городка Хойники Гомельской области часть словацких подразделений в полном обмундировании с оружием действительно перешла на сторону партизан.

Основная суть ленты и ее названия «Завтра будет поздно»: антисоветский пражский демарш 1968 года — ошибка, особенно на фоне памяти о военных событиях.

О чем фильм

Сюжет основан на реальных событиях. Ян Налепка, капитан словацкой армии, воюет на стороне гитлеровской Германии, командует подразделением на территории оккупированной Белоруссии. Его часть охраняет мосты, склады, важные объекты. Ян видит варварское отношение фашистов к местному населению и принимает решение связаться с партизанами. Через доктора Веру он передает партизанам секретные сведения. После гибели девушки от рук фашистов Ян Налепка принимает решение воевать на стороне партизан.

Любить нельзя, ненавидеть!

Лента создана киностудией «Беларусьфильм» и Studio Koliba Bratislava. От каждой страны на съемках работали свои режиссер, сценарист, оператор, художник. Часто такое коллективное творчество сильно тормозит производство, так как каждый автор хочет отразить свой взгляд на одни и те же события.

Режиссер с советской стороны Александр Карпов, фронтовик, отстаивал свою правду. И когда видел, что в кадр входят словацкие актеры в чистой, с иголочки, форме, останавливал съемки и отправлял актеров к близлежащей грунтовой дороге, где те могли опустить в грязную пыль одежную щетку и пройтись ею по выглаженной одежде. На войне не было штабного лоска!

Словацкий режиссер Мартин Тяпак отстаивал фольклорный пролог фильма — видение или сон, где главный герой в национальной словацкой одежде среди горных массивов бежит по красному маковому полю навстречу любимой. Советским авторам этот пассаж виделся неуместным, но в рамках взаимоуступок сцена осталась в ленте.

Автором сценария со стороны ЧССР стал Милош Кроно, с советской — Анатолий Делендик, который с 10 до 14 лет воевал в партизанском отряде наравне со взрослыми. Он точно знал, что на войне было место не только подвигу, но и любви. Однако тему лирических отношений между словацким героем Яном и связной партизанского отряда Верой пытались убрать из сценария чиновники. Считали: пока Ян окончательно не перешел на сторону партизан, он оккупант и не может флиртовать с партизанкой, даже передавая ей стратегические сведения немцев.

Сладкие обещания

Словацких солдат и немецких офицеров сыграли чехословацкие актеры, а главного героя Яна — звезда чехословацкого кино Милан Княжко. Роль доктора Веры исполнила актриса Евгения Ветлова, типаж которой цензоры от кино долго считали несоветским. Поэтому в основном доверяли ей роли иностранок или холодных красавиц. Словно по заветам цензоров в 1980 году актриса вышла замуж за гражданина ГДР. Сегодня проживает в Берлине.

Роли партизан исполнили замечательные минские актеры Павел Кормунин, Фёдор Шмаков, Валентин Белохвостик.

На характерные роли сельских жительниц пригласили знаменитых актрис Майю Булгакову и Нонну Мордюкову. Последняя не хотела покидать Москву в канун новогодних праздников. Но ассистент режиссера Вячеслав Ивановский в ярких красках описал ей продукцию минской кондитерской фабрики, которая в изобилии присутствовала на белорусских прилавках, что и стало аргументом перед большими праздниками. Нонна Викторовна прищурилась и ответила: «Ой, манишь-манишь меня». И согласилась сниматься.

Снег нужен? Звони 01!

Натурные съемки проходили в Мозыре и окрестностях. Для съемок в интерьерах группа выехала в Братиславу, где, согласно сценарию, в павильонах студии была выстроена декорация всех помещений.

— Мы немного завидовали уровню технического обеспечения чешских кинематографистов, — рассказывал ассистент режиссера фильма Вячеслав Ивановский. — Что касается событий «Пражской весны», то и мы, и словаки испытывали досаду в связи со случившимся. Но в Братиславе нас никто не воспринимал как тех, кто ввел в Прагу танки.

Действия фильма разворачиваются в феврале и марте 1943-го. А зимой 1971 года в Мозыре, где снимали городские сцены, не было снега. На центральную площадь приехали пожарные машины, заряженные белой пеной. Компрессоры заработали — пена покрыла всю площадь. В кадре ее не отличить от снега. Правда, пена колебалась на ветру, но операторы с помощью режимов съемки сделали ее колебания незаметными на экране.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ