КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Часы остановились в полночь»

27 марта 1959 года — день премьеры этого фильма. Он вошел в пятерку самых кассовых лент студии «Беларусьфильм» за всю ее историю. В первый год проката картину посмотрели 35 млн зрителей. Подробности о кинопроизведении — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Маргарита Гладунко

В основе сюжета — события подлинной операции подпольщиков по устранению в ночь с 21 на 22 сентября 1943-го главы рейхскомиссариата оккупированной Белоруссии гауляйтера Вильгельма Кубе. Устроившись в его дом прислугой, неопытная разведчица Марина Казанич с помощью старших товарищей поэтапно приближается к своей главной миссии — пронести и установить в спальне нацистского палача мину. Прототип экранной разведчицы Марины Казанич в исполнении актрисы Маргариты Гладунко — Герой Советского Союза Елена Мазаник.

Сюжет фильма анализировали на предмет достоверности, считали неоднозначным. Не упускали случая упрекнуть киношников и в том, что ленту снимали в двух минских храмах, отнятых советской властью у верующих.

Правда и вымысел

Основная причина неоднозначного отношения минчан к фильму в 1950-е в том, что после взрыва в спальне Кубе оккупанты расстреляли более 2 000 горожан. Никто не сомневался в мужестве исполнителей приговора гауляйтеру. Вместе с тем молчаливо осуждали метод ликвидации напоказ, повлекший за собой предсказуемый террор. Лента вызвала смешанные чувства у переживших реальные события минчан. Критиковали фильм и бывшие подпольщики. Большинство зрителей считали: сюжет точно передает реальные события, что сделало Елену Мазаник в глазах миллионов главным героем. А это было не так. В операции принимали участие десятки людей, многие погибли. Кто-то был несправедливо забыт. Словом, к 1959 году событие не остыло. Возможно, фильм создали преждевременно?

— Отец знал подробности тех событий 1943-го, — вспоминал сын автора сценария Алеся Кучара кинооператор Феликс Кучар.  Но не все можно было выдавать на экран или сцену. Не случайно реальные фамилии в ленте изменены. Впрочем, от него требовали создать кассовый сценарий для зрителя. И он это сделал. Сюжет держал внимание до финала.

Кто снимался

Лидия Ржецкая

В 1950-х на сцене Национального академического театра имени Я. Купалы шел спектакль «Это было в Минске» по пьесе Алеся Кучара. На ее основе он и создал сценарий фильма «Часы остановились в полночь». В ленте много известных белорусских театральных актеров: Лидия Ржецкая, Леонид Рахленко, Здислав Стомма, Стефания Станюта, Зинаида Броварская, Павел Пекур. На сцене Вильгельма фон Кауница (Кубе) играл Владимир Владомирский.

В кино садиста-философа, раздающего детям конфеты накануне их казни, потрясающе воплотил Дмитрий Орлов, один из основателей Национального академического драматического театра имени М. Горького.

Дмитрий Орлов

Исполнительницу главной роли, актрису Купаловского театра Маргариту Гладунко, режиссеру Николаю Фигуровскому пришлось отстаивать: художественный совет был против. Но режиссер точно знал, чего хочет от персонажа — открытости и ранимости. Такой ее зрители и полюбили. И даже нашли сходство с Еленой Мазаник, которая была замкнутой, как всякий хранитель недосказанного в истории.

Маргарита Гладунко снялась более чем в 40 фильмах. Народный артист БССР, театральный педагог Дмитрий Орлов воспитал целое поколение белорусских актеров. Картина «Часы остановились в полночь» для обоих самая яркая в кинокарьере.

Как проходили съемки

Анатолий Адоскин

Те, кто смотрел картину, вряд ли забудут почти водевильный образ младшего немецкого офицера Бушмана, то и дело дававшего всем советы. Эту роль исполнил актер театра «Современник» Анатолий Адоскин:

— Однажды ко мне подошел режиссер Фигуровский и дал сценарий: «Хочу, чтобы вы сыграли вот эту роль». Я стал читать и увидел, что там прописан толстый человек, тупой солдафон. У него не было слов в сценарии. И я подумал: как же? Режиссер говорит: «Не обращайте внимания! Будем делать совсем другое. Думайте». И я стал думать. Понял, что должен сыграть не фашиста, а глупого туриста, не осознававшего, что он на войне. Все мои реплики придуманы на площадке. И вся роль — импровизация. Времени хватало. Кинотехника была не такая хорошая, как сейчас. Ее долго устанавливали, а мы ждали. Отснимем день, а утром выясняется: все отснятое — технический брак. И начинали заново.

Анатолий Михайлович ушел из жизни 20 марта, через 60 лет после премьеры знаменитого фильма. Последнему из съемочной группы был 91 год.

Авторы

Режиссер и соавтор сценария Николай Фигуровский окончил школу в 1941 году. Он приписал себе год, чтобы попасть на фронт. Служил в разведке. Режиссерскую карьеру прервал в 1965-м, после чего преподавал во ВГИКе. Сценарист, писатель, переводчик. «Когда деревья были большими», «Весна на Одере», «Москва — Кассиопея» — фильмы, снятые по его сценариям другими режиссерами.

Автор сценария Алесь Кучар — журналист фронтовых газет в годы войны. Помимо ленты «Часы остановились в полночь» сценарист фильмов «Красные листья», «Письма к живым».

Где проходили съемки

В связи с послевоенной разрухой с 1945 года киностудия «Беларусьфильм» в течение 15 лет базировалась в здании костела Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел на площади Независимости). Зал был разделен на два этажа. На втором — съемочный павильон, где создали многие сцены фильма. Апартаменты гауляйтера устроили в здании, которое прежде было храмом Святой Равноапостольной Марии Магдалины, а тогда в нем располагался архив фотофонокинодокументов БССР.

 

Самое читаемое