КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Девочка ищет отца»

О том, как создавался фильм «Девочка ищет отца», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В 1960 году маленькая актриса за роль 5-летней девочки получила специальную премию на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). А лента стала самым кассовым детским фильмом в СССР за всю историю. Тот редкий случай, когда мнение зрителей и кинокритиков было одинаково восторженным.

О чем фильм

Начало войны. Лесник приводит в дом, где живет с внуком, потерявшую родителей маленькую девочку Лену. Вскоре выясняется: это дочь легендарного командира партизан батьки Панаса. Ее ищут оккупанты, чтобы использовать в качестве заложницы. Гитлеровцы узнают, где скрывается девочка, и посылают полицаев схватить ее. Пытаясь задержать преследователей, лесник погибает, а его внук Янка, рискуя жизнью, спасает дочь партизана.

Кто снимался

На 5-летнюю Аню Каменкову ассистенты режиссера Льва Голуба обратили внимание случайно: она командовала ровесниками в песочнице, те ее слушались.

— Как Лев Владимирович меня выбрал загадка, вспоминала Анна Каменкова. — Руководство студии было против. Роль большая, через весь фильм. Все думали, он найдет девочку 7-8 лет, в более сознательном возрасте. Но тот настаивал. Я его называла Лев Владимир Ильич, потому что Лев — царь зверей, а Владимир Ильич — дедушка Ленин. Вот так они объединились в моей детской голове. Он был большим и добрым, терпел все мои выходки. Я думала, что это игра, в кадре уходила с площадки, когда надоедало. А Лев Владимирович терпел, верил в меня и был настойчив. После долгих кинопроб я стала покладистей.

Анна Каменкова

Анна Каменкова освоилась быстро. Это вспоминал и оператор-постановщик Олег Авдеев:

— В один из первых дней Аню привели в слезах. Много внимания, прожекторов. Снимаем один дубль, другой… Не получается. Голуб видит, что девочка в трансе. И вдруг Аня сквозь слезы говорит: «Лев Владимир Ильич! Я все сделаю! Можно еще дубль». Представляете?! Она поняла процесс!

После работы в фильме Ане Каменковой поступало много предложений от режиссеров. Но родители не соглашались. И это сохранило отношение к кинопроцессу, как к сказке, чуду. Став взрослой, актриса осознала: съемки — труд утомительный. А в детстве было все просто. Эту легкость Анны Каменковой хранит кинопленка.

— До сих пор ко мне подходят и говорят: «Мы вас так любим в ленте «Девочка ищет отца». А я думаю: ничего себе! Ведь 60 лет прошло! — вспоминала актриса.

Из наиболее известных сегодня актеров в картине снялась Нина Гребешкова, ставшая в 1950-х супругой начинающего тогда режиссера Леонида Гайдая. Маленького роста, худенькая, с детским лицом, актриса часто играла подростков, хоть было ей 27 лет и она уже стала матерью. В фильме появилась в роли Анечки — внучки бабушки Прасковьи, которая, рискуя жизнью, выхаживала Леночку во время болезни.

Создатели

Константин Губаревич с дочерью Аллой

В июне 1941-го сценарист Константин Губаревич, посадив семью в поезд, который едет в зону эвакуации, был мобилизован. Его направили спецкором на радиостанцию «Советская Беларусь», вещавшую на оккупированную фашистами белорусскую территорию. До 1944-го сценарист ничего не знал о судьбе родных.

Режиссер Лев Голуб снимал военно-оборонные фильмы, мечтал о кино для детей, но не совсем развлекательном, а о фильмах, где есть место поступку и преодолению сложностей.

Впоследствии режиссера и сценариста объединила любовь к собственным детям. Они стали прототипами и главными зрителями фильмов своих отцов.

Лев Голуб

Алле, дочери Константина Губаревича, в начале войны исполнилось 4 года, почти как главной героине ленты «Девочка ищет отца». А Лев Голуб не скрывал: если дочь Аня посмотрит его очередную картину и будет довольна, то он свой долг выполнил.

В результате их творческого союза родились фильмы «Полонез Огинского», «Анютина дорога».

«Девочка ищет отца» стала первой работой Олега Авдеева в качестве оператора-постановщика. В годы войны подростком собирал фюзеляж самолета У-2 на военном заводе в Казани, а сегодня он легенда отечественного кинематографа.

Черно-белый или цветной?

Большинство советских зрителей запомнили черно-белый вариант, хотя ленту сняли в цвете. В июле 1945 года оборудование завода в немецком городе Вольфен, выпускавшего цветную кинопленку, в счет репараций вывезли в СССР. Два года спустя в Шостке и Казани наладили выпуск цветной кинопленки типа «ДС-1», «ДС-2». На нее и снимали картину «Девочка ищет отца». Пленка имела большой недостаток: за пару лет выцветала. Председатель Госкино БССР Владимир Матвеев распорядился печатать для кинопроката черно-белые копии. Только в 2000-е цветной вариант оцифровали и предоставили для телеэфира.

Как проходили съемки

Отбор объектов осуществляли весной 1958 года. Интерьеры снимали в павильоне в Минске.

С 11 июля в течение 153 дней съемки проходили в Мозыре и окрестностях. Тысячи жителей города участвовали в массовых сценах, получая по 10 рублей за съемочный день. Килограмм черного хлеба в том году стоил 1 рубль, говядины — 12,5 рубля, самое дешевое мороженое — 50 копеек. Сегодня участникам массовых сцен платят примерно 20 белорусских рублей.

Когда в 1959-м в Мозыре начался прокат ленты, многие узнавали себя на экране, и тогда невозможно было смотреть: восторженные возгласы и гул обсуждения перекрывали звуки из динамиков в зале кинотеатра.

События лета 1958 года определили дальнейшую судьбу заслуженной артистки Республики Беларусь Светланы Суховей, которая жила в Мозыре и в 5-летнем возрасте приняла участие в массовых сценах фильма:

— В детском саду предупредили, чтобы на следующий день мамы надели на нас самую старенькую одежду, ведь картина о войне. Но слово «кино» магическое. Многие девочки пришли парадно одетые, с бантами. Их, к сожалению, не взяли. Я была счастлива, что все правильно поняла, придя в старом свитере. Правда, оказалась в задних рядах толпы и не увидела себя на экране. Но всегда считала, что это был мой первый шажочек в кино.

Маленькая Анна Каменкова проявила на съемках стойкость: не боялась ночного леса, болот, выстрелов автоматов. Но казусы все же случались:

— По сценарию в кадре я должна есть вареное яйцо. Из-за диатеза мне нельзя яйцо категорически, а я любила. И вот командуют: мотор! Камера, а яйцо уже съедено мной раньше времени. Так четыре дубля подряд. На пятом поостереглись и дали очищенную картофелину. На следующий день я все равно покрылась сыпью…

Спасать на съемках нужно было не только детей, но и животных. В одной из сцен фашист стреляет в собаку по кличке Рекс. Это сейчас используют компьютерную графику и пишут в титрах: «Животные на съемках не пострадали». А 60 лет назад для правдивости на экране, заплатив собаководу, могли действительно выстрелить в пса. Как иначе заставить собаку споткнуться и упасть? В этой ситуации оператор Олег Авдеев предложил привязать длинную веревку к передней лапе собаки и дернуть в момент выстрела. Пес упал и остался жив.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ