КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Долгие версты войны»

О том, как создавался фильм «Долгие версты войны», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

К 1974 году в СССР вырос интерес к многосерийным телевизионным фильмам. Это было в новинку. Очередной серии ждали каждый вечер. «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут знатоки»… Директор творческого объединения «Телефильм» Изольда Кавелашвили предложила снять трилогию по произведениям Василя Быкова для Центрального телевидения. Режиссер Александр Карпов идеей загорелся. Войну снимать любил и умел.

О чем фильм

В основе киноленты — три боевых эпизода, три разных фильма. В первом действует Климчук. В сюжете есть место отступлению 1941 года, потерям, обороне и подвигу. Во втором перед нами предстает уже Ананьев на фронтовых дорогах 1943-го. В третьем герои действуют сообща, встретившись в мае 1945 года в Берлине. Становится известно о капитуляции Германии. Но не все гитлеровцы сдались. Начинается бой. В живых из их группы остаются они двое.

Авторы

Василь Быков

Повести «Журавлиный крик» и «Атака с ходу» — основа первых двух фильмов трилогии — написаны Василем Быковым ранее. Сценарий третьего фильма «На восходе солнца» написан автором специально для съемок.

Василь Быков, по произведениям которого сняты десятки картин, не очень жаловал кино.

— Я общалась с Быковым. Он не всегда верил в правдивость показанного на экране, — вспоминала Изольда Кавелашвили. — Он считал, что литература ближе к правде жизни.

Изольда Кавелашвили

В то же время писатель относился к экранизации своих произведений снисходительно, по-отцовски наблюдая со стороны, что из этого выйдет. Иногда вмешивался в процесс отбора актеров, особенно если прототипом героя был сам. В произведениях часто наделял собственными чертами кого-то из второстепенных персонажей, делая его очевидцем и участником сюжета. Потому что в действительности был свидетелем описываемых событий. В трилогии писатель — прототип рядового Васюкова, которого сыграл актер Александр Жданов:

— Режиссер говорил, что меня на роль выбрал Василь Быков по фотографиям кинопроб, так как я напоминал его самого на фронте.

Действительно, при ближайшем рассмотрении типаж актера в молодости совпадает с типажом юного Быкова.

Александр Карпов

Режиссер Александр Карпов тоже фронтовик. Причем фронтовик обреченного 1922 года рождения. Много его ровесников полегли на полях боев в первый год войны. Мальчишки с передовой.

— Для меня этот фильм был удачей, — делился воспоминаниями Александр Карпов. — Большое счастье работать с таким литературным материалом, по которому снять плохо невозможно. Не рисовал войну по чужим картинкам и рассказам, а только соблюдал законы, заложенные в произведениях Быкова, но пытался и внести то, что видел сам на фронте.

Кто снимался

Валентина Титова

В картине много звезд советского экрана: Борис Щербаков, Светлана Крючкова, Вадим Яковлев и другие. Есть и сквозные персонажи: Климчука сыграл Юрий Дуванов, Ананьева — Вадим Яковлев. Последний вспоминал:

Вадим Яковлев

— Меня вызвал к себе в кабинет Карпов. Положил передо мной макет плацдарма высотки и сказал: мы должны эту высоту взять за месяц и снять фильм. Причем подробно стал показывать на этом макете, как и что будет происходить, будто разрабатывал план реального взятия высоты. Потрясающий человек!

По сей день Вадим Яковлев, Валентина Титова и многие актеры, снявшиеся в фильме «Долгие версты войны», — звезды российского кино. Александр Жданов много снимается в кино и работает в Театре «На Литейном» в Санкт-Петербурге.

Как снимали

Съемки начались под Новогрудком в апреле 1974 года. Снега не было, а нужно было снимать зиму 1943-го. Его заменили пенопластом и белой тканью. Местные жители, которые не могли понять, что происходит, дивились нерастаявшему снегу.

Режиссер добивался максимальной правды. Распутицу делали пригнанные специально гусеничные тракторы, которые месили и раскатывали грязь. Потом ее поливали из пожарных стволов и снова раскатывали. Только после этого кинобойцы попадали в кадр. Их поливал ливень из шлангов.

И только слышен был голос Александра Карпова, усиленный мегафоном: «Больше дыма! Еще больше дыма!»

В фильме есть документальность. Нет фальши и лоска. Есть работа солдат, грязь, смерть и война.

Главный консультант

В 1970-е к каждой картине о войне прикрепляли консультанта от Министерства обороны, даже если режиссером был фронтовик. Главным консультантом трилогии вызвался быть первый заместитель командующего войсками Белорусского военного округа генерал-лейтенант Михаил Зайцев.

— Приехал со свитой, — рассказывал Александр Жданов. — Сразу скомандовал: «Поле сжечь, лес срубить и тоже выжечь!» Директор съемочной группы затрясся: «Как? За лес мы должны будем лесхозу, за поле — колхозу! Денег нет!» Генерал в ответ: «Вы войну снимаете или в бирюльки играете? Где актеры? Сейчас назначу. Вот этот будет Ананьевым, тот — Климчуком. Я читал сценарий!» Карпов подошел и скромно обратился к нему: «Я поясню, товарищ генерал, там есть деталь». Но тот ни в какую: «Делайте, как сказал, иначе не подпишу документы». Тогда Карпов отозвал генерала в сторонку, они долго разговаривали. Оказалось, генерал младше Карпова на год и тоже пришел на фронт юнцом. И они договорились. Генерал понял, что командует свой, фронтовик, уехал и больше не появлялся.

ТОП-3 О МИНСКЕ