КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Годен к нестроевой»

О том, как создавался фильм «Годен к нестроевой», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фильм имел все шансы стать народным: знаменитые актеры, увлекательный сюжет. Но роковой поворот в судьбе режиссера наложил на ленту печать забвения на долгие годы.

О чем фильм

Нежная и светлая картина о маленьком человеке на войне. Володя Данилин с вердиктом медкомиссии «годен к нестроевой службе» оказался на фронте в распоряжении старшины Качуры. Тот назначает его в гужевое подразделение транспортной роты. У Володи до этого не было опыта обращения с лошадьми, поэтому с ним начинают происходить курьезные случаи. Однажды ему удалось увести у фашистов лошадь, которая оказалась цирковой. Володя находит ей применение: она забавляет солдат в перерывах между боями. Постепенно Данилин становится настоящим коневодом и хорошим солдатом.

Чувства протеста

Эфраим Севела

Режиссер и автор сценария Эфраим Севела. В 1941-м, будучи подростком, вместе с матерью и сестрой ехал в эвакуацию. Эшелон попал под бомбежку, и парня снесло с платформы поезда взрывной волной. Он долго бродил по лесам, прибился к артиллеристам, стал сыном полка. Награжден медалью «За отвагу».

Окончив после войны факультет журналистики БГУ, писал киносценарии. Дебютом стала картина «Наши соседи» 1956 года. Выпустив в качестве сценариста семь кинолент, свой восьмой сценарий «Годен к нестроевой» решил воплотить как режиссер. Добился этого, что было непросто в СССР без соответствующего образования. Лента вышла в прокат в 1968-м, а в 1971-м ее положили на полку. Причина?

24 февраля 1971 года Э. Севела оказался в группе из 24 человек, которая устроила акцию протеста в приемной Президиума Верховного Совета СССР. Они требовали разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль. Протест назвали захватом. После суда всех участников, включая Севелу, лишили советского гражданства и выдворили из СССР. Фильм в результате запретили к показу по телевидению и повторному прокату в кинотеатрах.

Владимир Роговой

Севела написал более 50 литературных произведений, девять сценариев, снял еще семь картин в разных странах, а после развала СССР осел в Москве.

В титрах ленты значится приятель Севелы сорежиссер Владимир Роговой. Позже он снимет ставший знаменитым фильм «Офицеры» с Василием Лановым и Георгием Юматовым в главных ролях.

ВГИК подождет

Главную роль Володи Данилина исполнил Виктор Перевалов, знаменитый Гога из «Республики ШКИД». С 9 лет снимаясь в кино, он был звездой, его знали все. В копилке 61 фильм. Но в 1980-х его перестали приглашать в кино, он работал грузчиком в магазине, курьером, сторожем. В постсоветское время роли для него возобновились, но крошечные, для антуража. А тогда, в 1960-е, от предложений не было отбоя.

— В 1967-м собирался поступать во ВГИК, — вспоминал В. Перевалов.  Но приехали из съемочной группы, начали упрашивать, буквально за руку в Минск потянули. Думаю, ладно, поступлю на следующий год. Но потом были другие съемки. Так я и не поступил.

Роль старшины Качуры исполнил Михаил Пуговкин. Знаменитый актер не нуждается в представлении. Любовь Румянцева сыграла роль связистки-разведчицы Лены Королевой. Накануне вышла лента «Альпийская баллада», где она исполнила главную роль. Актриса съездила в Дели на кинофестиваль, находилась в зените славы. По ее рассказам, все шутили над сценой, где она как разведчица доставила в полк языка — немецкого офицера. Курьез в том, что языка сыграл сам режиссер Севела, который был выше ее ростом на две головы и очень плотного телосложения. Как она его доставила, непонятно!

Еще один интересный персонаж — разведчик Схирладзе, роль которого исполнил неизвестный тогда зрителям Кахи Кавсадзе. Через год он станет знаменитым, сыграв Абдуллу в картине «Белое солнце пустыни».

Горела в танке

Любовь Румянцева

Снимали как в павильоне в Минске, так и на осенней и зимней натуре в Гродненской области, близ границы с Литвой.

— Я чуть не пострадала во время сцены, где выпрыгиваю из горящего танка. Они не подумали, что он греется по принципу кастрюли, — вспоминала Л. Румянцева. — Приехали мы на зимнее поле. На меня надели валенки, я залезла в танк. Сижу, жду команды из рупора, когда мне выпрыгивать. Они выставили камеру и поджигают. Слышу, оператор Николаев кричит ассистентам: «Мне нужен не просто горящий, а полыхающий танк! Больше пакли, больше солярки!» Чувствую, в танке теплее стало, потом еще теплее, совсем жарко. Еще через некоторое время смотрю на валенки, а от них дым идет. Стала выбираться из люка, спрыгнула и поползла. Никогда так не радовалась снегу. А танк действительно полыхал.

Остается добавить, что оператор Николаев был мужем актрисы, с которым она вскоре развелась.

Двое режиссеров-дебютантов часто не могли прийти к общему мнению, как снять эпизод. Группа ждала. Тогда Михаил Пуговкин отводил их в сторонку, быстро беседовал, и съемки начинались.

Несчастный случай

Лошадей привезли из Московского спортивного клуба ЦСКА. Да не абы каких, элитных, которые участвовали в Олимпиаде в Токио в 1964 году.

Радикально белые объекты сильно контрастируют на черно-белой пленке. Поэтому решили белого с блестящим отливом коня по кличке Федор сделать матовым с помощью краски для шкуры. Администратор нашел специалиста и немецкую краску в Гродно за 20 рублей. Но режиссер Роговой привез из соседнего Друскининкая специалиста с отечественной краской за 10 рублей. Захотел сэкономить.

— Коня обработали составом, который держится на шкуре шесть месяцев. Краска проникла в поры, кожа перестала дышать. В первые сутки лошадь просто легла и не хотела подниматься. На вторые сутки умерла на глазах у всей киногруппы. История грустная. Многие плакали, — вспоминал В. Перевалов.

Были большие судебные иски от спортивного клуба ЦСКА. Киностудия заплатила огромные деньги за погибшего коня. А вскоре вышел фельетон об этом в журнале «Крокодил». Позор на всю страну. В те годы после таких статей увольняли с работы.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ