КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Государственная граница. Год сорок первый»

Как проходили съемки фильма «Государственная граница. Год сорок первый», а также о воспоминаниях киноактеров Евгения Леонова-Гладышева и Андрея Смолякова, сыгравших главные роли в киноэпопее, рассказал в обзоре корреспондент агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Июнь 1941 года. Пограничники заставы под командованием лейтенанта Сушенцова несут службу в мирное время на западных рубежах. Перебежчики регулярно сообщают о готовящемся вторжении. Приказ из Москвы ясен и четок: на приграничные провокации немцев не поддаваться. Сушенцов нарушает приказ: на очередной наглый вызов фашистов отвечает огнем. Отдать под трибунал командира не успевают. 22 июня пограничники принимают на себя первый удар вермахта и ценой собственных жизней стараются удержать врага.

Режиссеру Вячеславу Никифорову удалось показать: защита рубежей в 1941 году держалась в большей степени на доблести и самопожертвовании солдат и офицеров Красной армии, а не на продуманной стратегии генштаба РККА. Подлинные подробности первых дней войны долго оставались туманными в истории СССР. И только после 1986-го стали известны многие факты, которые прежде замалчивали.

Авторы

Авторы сценария четырех предшествующих фильмов цикла «Государственная граница» Алексей Нагорный и Гелий Рябов. В 1984-м Алексей Нагорный скончался. У Гелия Рябова работа в одиночку не заладилась. Сценаристом пятого фильма цикла стал писатель-фронтовик Олег Смирнов.

Режиссер первых четырех лент цикла Борис Степанов. В 1985-м для картины «Год сорок первый» он провел кинопробы, утвердил актеров, места съемок. Но заболел, оказался в клинике. Лечение затянулось надолго. Картина стояла в плане киностудии. Приближалось лето, время съемок. Заменить Бориса Степанова предложили Вячеславу Никифорову. Решение включиться в работу над циклом далось непросто зрелому, давно состоявшемуся режиссеру:

— Не стал менять исполнителей. Зачем обижать актеров? Они хотели сниматься. И все получилось как нельзя лучше. Обрел актеров, с которыми сделал много работ. Другое дело — сценарий. Поставил условие: делать со сценарием все, что сочту нужным. Многое переписывал сам.

Вячеслав Никифоров — единственный из ныне здравствующих и работающих белорусских режиссеров, который был успешен и в советское время (ленты «Зимородок», «Отцы и дети», «Фруза»), и сейчас. После 2000 года известен по сериалам «Знахарь», «На безымянной высоте». Его детективный исторический сериал «Палач» в 2016-м получил три статуэтки премии «Золотой орел».

Кто снимался

Марина Левтова

В картине звездный состав актеров. Марина Левтова впервые снялась в кино в 1976-м в 17 лет. А к 1986-му в ее фильмографии более 40 лент. Евгению Леонову-Гладышеву в 1966-м было 14, когда сыграл в «Республике Шкид», а к середине 1980-х он уже знаменитость. Семен Морозов также в кино с подросткового возраста, известен по фильмам «Семь нянек», «Я купил папу», «Семь невест ефрейтора Збруева». Андрей Смоляков, Вера Сотникова обрели популярность после распада СССР.

Вера Сотникова

Эпизоды тоже сыграли звезды экрана как тех лет, так и будущие. Арчил Гомиашвили — Остап Бендер в фильме Гайдая «12 стульев» — исполнил двухминутную роль Сталина. А будущий генерал из «Особенностей национальной охоты» Алексей Булдаков — незаметную роль морально неустойчивого солдата. Так в сценарии назван его персонаж.

Семён Морозов

В роли пограничника без имени на экране мелькнул и Юрий Мороз, будущий режиссер фильмов «Каменская», «Операция «Сатана», «Братья Карамазовы», продюсер 37 картин, включая телесериал «Ликвидация». Он тогда был неизвестным актером, супругом советской звезды Марины Левтовой. Приехал с ней на съемки, чтобы присматривать за их двухлетней дочерью Дашей (нынче популярная российская актриса Дарья Мороз):

— Ездил с Дашей на съемочную площадку. Помню, там снимали эпизод с танками. Грохот, пальба, взрывы, а она спит. Сейчас понимаю, как это кино мощно снималось, какой был ресурс! Но успех в том, что картина не о войне, а про отношения людей.

Как проходили съемки

Фильм снимали в Брестском пограничном отряде, где в первые дни войны происходили подлинные события, ставшие основой ленты. К моменту съемок выстроили новый комплекс зданий 14-й пограничной заставы, а старые отдали съемочной группе. Они-то и угодили под обстрел немецкой артиллерии и бомбежку в первый день киновойны.

Евгений Леонов-Гладышев:

— Жара. Тяжелый грим: кровь, пот, грязные лица. Войну снимали не плакатную, все натурально. Даже гимнастерки хлором отбеливали, словно выгоревшие на солнце. Раньше я попадал в фильмы о войне, где пуговички застегнуты, подворотнички белые. А здесь все по правде, даже в сценах, где мой герой с перевязанной рукой. Под бинтами реальный перелом. Снимали эпизод, где я скачу на лошади. Та оказалась неподкованной, упала. Я сломал шейку левого плеча, наложили гипс. Хотели снять с роли, но половина фильма сделана, переснимать с другим актером дорого. Тогда изменили сценарий, придумали, что политрук, которого я играл, ранен. Во время съемки сцены рукопашного боя каскадер неудачно двинул меня по руке — сломал гипс. Меня повезли в больницу накладывать новый. Так что эта картина далась кровью в прямом и переносном смысле, но я не жалею. Война в кино — тяжелая работа, что уж говорить о настоящей.

Андрей Смоляков:

— Спасибо режиссеру, что пошел мне навстречу. Смущало в сценарии, что мой персонаж растворялся, в его истории не было точки. Договорились сделать драматический финал роли. Родилась сцена, где идет колонна немцев и один просто пальнул по кустам. А там я. Шальная пуля. Все не могут погибнуть геройски. Правда войны в том, что было много нелепых смертей, как у моего персонажа.

Справочно

«Государственная граница» — общеизвестный в позднем СССР цикл телевизионных художественных фильмов производства киностудии «Беларусьфильм» в 1980–1988 годах. Единственная в цикле лента о Великой Отечественной войне — пятый фильм под названием «Год сорок первый». Он вышел на экраны в 1986-м, когда в стране провозгласили гласность и перестройку. Некоторые сцены картины стали тогда для многих откровением.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое