КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Иду искать»

О том, как создавался фильм «Иду искать», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Вышедший на экраны в 1966 году фильм стал отправной точкой на пути к славе для блистательных советских актеров Георгия Жженова и Льва Дурова.

О чем фильм

«Иду искать» — киноповесть о судьбе ученого Андрея Гусарова, конструктора ракетно-космических систем, который проходит сложный путь в науке. События разворачиваются в 1930-е годы, когда его разработки не принимают, считают их несвоевременными и ненужными.

В начале войны Гусаров отважно сражается на передовой в артиллерийском расчете. Но ученого отзывают в тыл, где создают все условия для работы. Его ракеты все же понадобились стране! В это же время он, чувствуя одиночество, удочеряет из детдома девятилетнюю Валю, которую помог эвакуировать из блокадного Ленинграда.

События в ленте, борьба за идеи и их воплощение продолжаются вплоть до октября 1957 года, когда состоялся первый успешный запуск искусственного спутника Земли — детища А. Гусарова.

Авторы

Анатолий Аграновский

Сценарий написан по книге журналиста Анатолия Аграновского «Большой старт» (1964), которому невероятным образом удалось получить доступ к засекреченной информации о космических разработках и ракетостроителях. В те годы на темы, связанные с научной разработкой для космической отрасли, существовало строгое табу.

Папка со сценарием «Большой старт» (впоследствии «Иду искать») лежала на «Мосфильме» в творческом объединении, возглавляемом режиссером Михаилом Роммом.

Михаил Ромм

Когда Михаил Ильич узнал, что у его вчерашнего ученика, режиссера Игоря Добролюбова, уехавшего после ВГИКа по распределению в Минск, нет материала для работы, без сожаления отдал ему сценарий. Он был хорош еще и тем, что прошел все цензурные проверки в Москве. Ромм относился к своим ученикам как к собственным детям.

Главным консультантом картины стал молодой ученый, а позднее летчик-космонавт Виталий Севастьянов. Он знал не только текущее положение дел в космонавтике, но и историю ее становления:

— Меня попросил стать консультантом Сергей Королев — главный конструктор отечественного ракетостроения.

Для Игоря Добролюбова фильм «Иду искать» — первая полнометражная картина. Начинать карьеру режиссера с такой серьезной темы было большой ответственностью и большим риском. Но у учеников Михаила Ромма всегда хватало смелости и таланта.

Как проходили съемки

Военную часть фильма снимали в Калининграде, где после войны еще сохранились руины. Сцены в Кремле, соответственно, в Москве. Остальное — в Минске.

Во время съемок появилось окончательное название картины. Недалеко от съемочной площадки дворовые мальчишки играли в прятки и выкрикивали считалочку: «Шла машина темным лесом за каким-то интересом, 10, 9, 8, 7, 6, 5… я иду искать!» Она напомнила режиссеру обратный отсчет при запуске ракеты. Фильм получил не только название, но и финал, в котором герой Жженова после запуска спутника идет по улице и видит мальчишек, которые, играя, произносят эту считалочку.

Кто снимался

Георгий Жженов

На роль Андрея Гусарова актера искали долго. Нужен был волевой человек, способный убедительно говорить нет начальству, выдвигать требования в кабинетах чиновников. Такой типаж смогли разглядеть в тогда еще малоизвестном актере Георгии Жженове. Что не убивает, делает нас сильнее — это как раз про него: без малого 17 лет лагерей, тюрем и ссылок с 1938 по 1955 год. Сергей Королев, прототип главного героя, по ложному обвинению тоже прошел крутым маршрутом: лагерь, закрытое конструкторское бюро, где трудились репрессированные ученые. Но тяжелые испытания не сломали обоих, закалили их характеры.

После освобождения Жженова приглашали в Москве лишь на второстепенные роли в кино. В Минске он снимался в главных ролях в фильмах «Звезда на пряжке», «Третья ракета» и в других. Самые знаменитые работы с его участием — «Судьба резидента», «Экипаж» — вышли на экран после белорусской ленты «Иду искать».

Лев Дуров

Лев Дуров, исполнивший роль конструктора Алексея Иванова, считал киноповесть важным этапом своей творческой биографии:

— До этого играл простаков с чубом, торчащим из-под фуражки. В своей первой картине «Доброе утро» — помощника экскаваторщика, во второй, «Гость из Кубани», — помощника комбайнера. Режиссеры не воспринимали меня всерьез. А тут солидный персонаж, конструктор! После «Иду искать» на меня обратили внимание как на думающего актера.

Ирина Бразговка

Ирина Бразговка была талисманом Игоря Добролюбова. Ребенком снялась в его фильмах «Мост», «Иван Макарович». В киноповести исполнила роль приемной дочери героя Георгия Жженова.

Владимир Носик впервые появился на экране в эпизоде, сыграв прохожего. У стен Московского Кремля он задал герою Льва Дурова вопрос: «Как пройти к Царь-колоколу?» Вот и вся роль, но первая!

Трудности

Прошедший проверку сценарий не освобождал готовый фильм от цензорских процедур. Многое требовали вырезать, пытались выбросить целые сцены, нарушая логику повествования. Добролюбов боролся как мог. Коллеги видели, что цензорская машина вот-вот раздавит молодого режиссера. На помощь пришел консультант фильма Виталий Севастьянов:

— Предложил показать картину ученым конструкторского бюро Королева. Был и сам Сергей Павлович. Фильм им очень понравился. Все единодушно сказали: «В нем нет ничего под грифом «секретно». Составили акт, который подписали все присутствующие — лучшие умы в ракетостроении. Цензоры оставили режиссера в покое.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ