КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Я родом из детства»

Картина Виктора Турова, вышедшая на экраны в декабре 1966 года, по результатам опроса белорусских кинокритиков и журналистов в 2014-м признана одной из лучших среди игровых лент, снятых на «Беларусьфильме». Подробнее об этом шедевре — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

О детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, ощутил желание мстить врагу и стремление к счастью. Герои фильма — мальчишки Игорь и Женька — живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев, сестер.

— Детство было голодным и босоногим, — вспоминала актриса Светлана Турова, жена режиссера Виктора Турова. — Мы остались без отцов, без внимания матерей, которые работали с утра до вечера. Мальчишки бегали по развалинам, собирали патроны, гранаты. Взрывались, погибали, оставались калеками. Это детство, о котором нужно было снимать фильмы.

Кто снимался

Из актеров, задействованных в этой ленте, наиболее известны Владимир Высоцкий и Нина Ургант. Тоже дети фронтовиков. Отец Владимира Высоцкого в 1941-м ушел на фронт. Это было одним из первых воспоминаний маленького Володи. Он и мама Нина Максимовна дежурили на крышах во время бомбежек, вместе тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом два года эвакуации в уральском селе. Нину Ургант война застала в 12-летнем возрасте. Для нее «Я родом из детства» стал пятнадцатым по счету фильмом. После были еще около 40 кинолент, в том числе «Белорусский вокзал».

Людмила Абрамова

Жена Владимира Высоцкого, мать двоих его сыновей актриса Людмила Абрамова, которую тоже коснулась война, присутствовала на съемках:

— Съемки в Гродно запомнились сценой казни предателей, полицейских. Требовалась большая массовка. Пришла половина города. Эти люди нашли там что-то важное для себя, помнили подобные события. Какие у них были лица!

Сыгравшие главные роли подростки Виктор Колодкин и Эдуард Довнар не застали войну, родились позже. Но на съемках хлебнули фронтовых тягот. Для них это стало школой мужества: приходилось то лежать под поездом, то прыгать с разрушенного моста.

О песнях Высоцкого

ВГИКовец Виктор Туров и раньше слышал Высоцкого, но не знал о существовании фронтовых песен в его творчестве. Да и роль танкиста, как и его песни в фильме, — счастливая случайность. На эту роль Туров хотел пригласить другого актера, но тот оказался занят. Порекомендовал вместо себя своего товарища Владимира Высоцкого. Он приехал в Минск. В первый же вечер артист и режиссер общались до самого утра. Высоцкий много пел. Утром сдал билет на поезд и остался в Минске. С Туровым они стали друзьями.

Минская киностудия, как в просторечии называли «Беларусьфильм», впервые использовала в кино песни Владимира Высоцкого в оригинальном исполнении. Как-то на съемочную площадку приехал председатель Госкино БССР Борис Павленок. Он был так впечатлен услышанным, что пошел на риск — дал добро на использование песен Высоцкого. Но в некоторых эпизодах их исполняет Марк Бернес.

Благодаря съемкам в Беларуси Высоцкий смог впервые записать весь свой репертуар, существовавший на тот момент, на профессиональной аппаратуре в студии. Эти записи разлетелись по СССР. Уже нет ни Турова, ни Высоцкого. Уходит поколение детей войны. А фильм «Я родом из детства» — их общее воспоминание — остался. Пронзительный и искренний, словно взгляд подростка, теперь уже из далекого прошлого.

Людмила Абрамова, бывшая жена Владимира Высоцкого: «Голос Володи уже в 1965 году узнавали все, а в лицо его мало кто знал. Не знали его биографию. После выхода фильма ему приходили такие письма: «Спасибо, товарищ Высоцкий. Мы вас помним. Это ведь вы вывели нас из окружения под Харьковом. Вся рота вспоминает вас…» Для фильма нужны были разные песни. Например, немного жуткая, чтобы ее пел инвалид на вокзале в одной из сцен. И Володя тогда написал песню «В холода, в холода, от насиженных мест нас другие зовут города».

Как проходили съемки

Высоцкий сыграл роль чудом выжившего танкиста, покалеченного физически, но не потерявшего силы духа. Перед каждым съемочным днем гримеры имитировали на лице актера ожог: щеку смачивали специальной жидкостью, которая стягивала кожу. В этом гриме и военной форме его часто принимали за фронтовика. Люди подходили и спрашивали, где он воевал, на каком фронте.

Нина Ургант исполнила в фильме роль Людмилы, которая получает похоронку на мужа Федора. Довольно часто актеры, вживаясь в роль такой остроты, погружаются в трагические события из собственной жизни. Такая эмоциональная память бывает даже опасна. Нина Ургант вспомнила о личной трагедии — пропавших без вести на фронте отце и брате. Прямо на съемках у нее отнялись руки, она попала в больницу. Брат и отец Нины Ургант нашлись после войны, но воспоминание об их утрате врезалось в сердце актрисы на всю жизнь.

Авторы

Виктор Туров

В фильме — воспоминания ровесников режиссера Виктора Турова. Их объединяло не только творчество, но и нищее, полуголодное военное детство. Отца Виктора Турова во время Великой Отечественной расстреляли как партизана нацистские оккупанты. Сам Виктор вместе с матерью и сестрой был узником концлагеря под Аахеном. Отец автора сценария Геннадия Шпаликова погиб на фронте. После войны 10-летним мальчишкой Геннадия направили в Киевское суворовское военное училище. Там он начал писать стихи, рассказы. Известен как соавтор сценария культовой советской ленты «Я шагаю по Москве» и автор знаменитой песни к ней в исполнении юного Никиты Михалкова, сыгравшего там главную роль. Виктор Туров и Геннадий Шпаликов вместе учились во ВГИКе, тогда и задумали фильм о военном детстве. Приступить к созданию кинокартины удалось лишь через 8 лет — 4 мая 1965 года. Снимали в Гродно, Смоленске, Минске…

Геннадий Шпаликов

ТОП-3 О МИНСКЕ