Каждый раз — событие. Какие подарки получал Минск ко Дню Октябрьской революции
Заводы, парки, вокзал… Какие еще презенты получала столица ко Дню Октябрьской революции? Корреспондент агентства «Минск-Новости» собрал лишь некоторые значимые объекты, открывшиеся в городе к красной дате.
Добрая традиция со времен СССР — вводить в строй новые транспортные, промышленные и социальные объекты к 7 ноября. Некоторые, например, три столичных парка, даже вписывали имя Октября в свои названия — парк 40-летия Октября, парк им. 50-летия Великого Октября, парк 60-летия Великого Октября. Сегодня уже не сосчитать, сколько детских садов, школ, стадионов, театров, предприятий, дорожных развязок, новых маршрутов, памятных мемориалов и прочего появилось в городе в эти ноябрьские дни в разные годы.
1926-й
К девятой годовщине Октябрьской революции Минск получил новый железнодорожный вокзал. Старый сгорел еще за шесть лет до этого, в советско-польскую войну. В неизменном виде новое здание простояло недолго — его несколько раз перестраивали и модернизировали под потребности меняющегося времени. В 1991-м сооружение снесли и началось возведение современного вокзального комплекса.
1927-й
Десятилетие Октября отметили с размахом. Город получил аж три новых предприятия! В Раковском предместье в старом здании обойной фабрики торжественно открыли хлебозавод № 1, на ул. Р. Люксембург — Минскую щетинно-щеточную фабрику (просуществовала до 2005 г.), а на ул. Октябрьской на месте прежних кожевенных мастерских — кожевенный завод «Большевик» (в конце 1980-х производство перенесли в Гатово).
1932-й
К 15-летию Октябрьской революции приурочили ввод в эксплуатацию первой в Беларуси АТС емкостью 6 тыс. номеров. Станция, выпущенная ленинградским заводом «Красная Заря», была машинной системы: все соединения устанавливались при помощи электромагнитов и зубчатых передач. Разместилась АТС в специально построенном здании на ул. К. Маркса. Во время войны оно оказалось разрушено, и восстанавливать сооружение не стали.
1933-й
Хоть этот год и не был юбилейным, но именно тогда ввели в эксплуатацию объект, во многом определивший облик центра белорусской столицы, — Дом правительства. Крупнейшее строение довоенного Минска (в здании 1 000 кабинетов, 4 000 дверей, 2 000 окон) возвели по проекту Иосифа Лангбарда в рекордно короткие сроки. Вручную! Без бульдозеров, экскаваторов и башенных кранов (последние появились в городе только в 1940-м).
В этот же день тысячи минчан пришли посмотреть на открытие минского аэропорта. Тогда еще по грунтовой взлетно-посадочной полосе разбежался и взмыл в небо самолет К-5. Первый пассажирский рейс из этого аэропорта совершен в Москву. Здание аэровокзала построено в 1958 г. Это единственный объект на месте уже бывшего аэропорта Минск-1, который сохранили.
1945-й
В первый послевоенный ноябрь основали Минский мотоциклетно-велосипедный завод. Предприятие возвели там, где во время Великой Отечественной размещался танкоремонтный цех группы армий «Центр», а оборудование для него привезли из Германии по договору союзнических властей.
1950-й
Торжественное открытие кинотеатра «Победа», построенного по проекту И. Лангбарда и Михаила Бакланова. По случаю праздника в фойе развернули выставку работ белорусских художников и скульпторов. В зале кинотеатра, рассчитанном на 500 зрителей, показывали картину «Победа китайского народа». В течение дня этот советско-китайский художественно-документальный фильм о борьбе народа Поднебесной за лучшую жизнь под руководством товарища Мао посмотрели свыше 3 тыс. человек.
Кинотеатр постоянно совершенствовали. В 1953 г. здесь открыли так называемое летнее фойе. На благоустроенной площадке рядом с «Победой» соорудили эстраду, на которой выступали артисты. Здесь же, в тени деревьев, в жаркую погоду можно было посмотреть фильм.
1951-й
К празднику Октября распахнул двери ГУМ. Строительство здания начинали еще пленные немцы, но к концу 1948-го их возвратили на родину, и дело продолжили советские мастера. Архитекторы Роман Гегарт и Лев Мелеги умело вписали свое детище в ансамбль главного проспекта города. Сегодня ГУМ — единственный магазин, входящий в список памятников архитектуры XX века.
Послевоенным людям он казался настоящим дворцом. Торговое оборудование выполнено из ценных пород дерева, потолки украшали шикарные люстры, сияли зеркала, на окнах висели шелковые «министерские» гардины, полы были паркетными. Всюду полированный дуб, бронза, шелк… Универмаг первым в стране стал использовать систему самообслуживания. Кроме того, именно сюда для продажи поступили первые телевизоры.
1957-й
Представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР. Так стала называться бывшая Картинная галерея на ул. Кирова, 29, коллекция которой в те годы уже достигла довоенного количества и насчитывала около 3 тыс. произведений русского, советского и белорусского искусства. В последующие десятилетия он превратился в крупный музейный комплекс. В 1993 году ему придали статус Национального художественного музея Республики Беларусь.
1964-й
Открылся ЦУМ — самый крупный универсальный магазин страны, тогда еще двухэтажный. В нем были представлены все группы промышленных товаров. Позже здесь впервые в Минске организовали и дополнительные услуги для покупателей: раскрой ткани, подгонку одежды, бесплатную доставку товаров на дом. Торговля шла бойко, и по итогам работы за 1965 г. Минторг присудил ЦУМу «Минск» первое место среди универмагов БССР.
Здание являлось типовым и имело десятки близнецов по всему Советскому Союзу. Однако стало отличаться от них после того, как пережило несколько серьезных реконструкций и модернизаций. За 60 лет ЦУМ прошел путь от двухэтажного здания до шестиуровневого торгового центра.
1977-й
К 60-летию Октябрьской революции приурочили начало строительства минской подземки — метростроевцы приступили к сооружению тоннеля между станциями «Парк Челюскинцев» и «Московская». В течение семи лет отдельные участки пр. Независимости (тогда Ленинский) закрывались и вновь открывались для движения, а под землей один за другим сооружались тоннели и залы станций.
День 7 ноября вообще занимает особое место в истории минского метро. В XXI веке к этой дате четырежды открывали новые станции: в 2005 году вступили в строй «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная Горка», в 2007-м — «Борисовский тракт» и «Уручье», в 2012-м — «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». А накануне годовщины Октября в 2020-м первые пассажиры проехали по Зеленолужской линии.