Кейтеринг диетического питания и «Умный город»: какие проекты представила молодежь на конкурс «100 идей для Беларуси»

Выставка-презентация городского этапа республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» состоялась в столице 24 декабря. Какие инновационные проекты представила на ней молодежь, выяснили корреспонденты агентства «Минск-Новости».

В нынешнем году в финал городского конкурса прошли 38 проектов, отобранных из 196-и по результатам районных отборочных этапов. Новаторские разработки заявлены в 10-и номинациях. Лучшие выберут в двух возрастных категориях: среди авторов-школьников, учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и студентов, рабочей молодежи.

— Наибольшее число проектов поступило в номинациях «Общество, экономика и социальная сфера» и «Информационно-коммуникационные технологии», — отметил второй секретарь Минского городского комитета ОО «БРСМ» Роман Бондарук. — Победители представят свои разработки на республиканском этапе конкурса. Также для призеров и участников проекта будет организована бизнес-школа на базе Молодежной социальной службы.

Так, группа учащихся гимназии №38 во главе с руководителем Татьяной Кондрашовой разработали экскурсионный маршрут «Мiнск лiтаратурны». Он включает 11 мест на карте столицы, отсылающих к литературным произведениям, в которых они упомянуты. Продолжительность экскурсии — 3 часа.

— Некоторое время назад мы задумались: как сделать так, чтобы популяризировать чтение и, в частности, белорусских авторов среди молодежи. Так нам пришла идея объединить прогулки по городу и знакомство с выдающимися писателями, — рассказывает учащийся 10-го класса Никита Страховский. — В настоящее время наш маршрут представлен в электронном и бумажном форматах. В первом случае, кликнув по локации, пользователь получает информацию о связанном с ним литературном произведении и получает ссылку на него.

Ребята демонстрируют разработку в действии: кликнув по ул. Революционной, открывается окошко с указанием пьесы Янки Купалы «Тутэйшыя».

— В планах — добавить на нашу карту новые локации, создать версию экскурсии на трех языках (русском, белорусском и английском) и соответствующие версии аудиогида, адаптировать маршрут под велосипедную прогулку, — поясняет учащаяся гимназии №38 Катарина Янушкевич.

***

Свою версию «Умного города» предложила группа учащихся Минского государственного энергетического колледжа. Ребята предлагают ряд инноваций, которые позволили бы оптимизировать транспортную систему мегаполиса.

— К примеру, мы обратили внимание на тот факт, что дорожное покрытие у остановочных пунктов подвержено большей изнашиваемости. Со временем в нем образуются выбоины. Мы предлагаем укреплять его с помощью брусчатки — она намного прочнее, — рассказывает учащийся 3-го курса специальности «электрические станции» Даниил Чарей.

В числе прочих рационализаторских предложений — оборудовать специальное освещение, встроенное в дорожное покрытие и дублирующее сигналы светофора. Это позволит снизить количество ДТП. Версия умной остановки, предложенная ребятами, позволяет самостоятельно, без помощи кассира пополнить проездной либо приобрести талоны на оплату проезда, вызвать такси, воспользоваться онлайн-картой и проложить маршрут, для людей с ограниченными возможностями предусмотрен голосовой поиск. Компенсировать энергозатраты на обслуживание такой остановки должны солнечные панели.

Еще одно довольно смелое предложение ребят — встраивать в тротуары тепловые установки с целью нагрева снега и льда в зимний период, что позволит избежать использования противогололедных реагентов.

***

Еще одна группа учащихся Минского государственного энергетического колледжа разработала проект по внедрению ветровых генераторов с вертикальной осью вращения в систему электрообеспечения города. Ребята разработали конкретную схему их использования для локальных нужд: например, для освещения улиц и для потребления жителями многоэтажек.

— Проблемы исчерпаемости энергоресурсов и защиты окружающей среды сегодня актуальны, как никогда. Разрабатывая свой проект, мы руководствовались идеями экологически дружественного образа жизни, — поясняет учащийся Илья Мисник. — Наш образец ветрогенератора может работать даже при небольшой силе ветра — 0,7 м/с.

— В следующем году в Беларуси введут в строй атомную электростанцию. Не утратят ли тогда своей актуальности альтернативные источники энергии? — интересуемся у ребят.

— Энергию, полученную с помощью эксплуатации атомной электростанции, нельзя считать экологически чистой, — утверждают парни.

***

Учащиеся Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышлености разработали проект ReStart — доставки готовой еды для диетического 3-разового питания людей, восстанавливающихся после операции либо просто ведущих здоровый образ жизни.

— В своей повседневной жизни столкнулась с ситуацией, когда старенькая бабушка из-за болезни не могла самостоятельно посетить магазин и приготовить себе еду. Предложенная нами служба доставки стала бы решением подобной проблемы. При составлении меню консультировались с медиками, которые вносили свои предложения по выбору продуктов и блюд при конкретных болезнях, — рассказывают авторы проекта.

***

Группа студентов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники представила мобильное приложение «Мой университет». Приложение позволяет узнавать в режиме онлайн последние новости университета, анонсы грядущих событий, следить за расписанием и собственной успеваемостью.

— Тестирование приложения на платформе iOS и Android запланировано в феврале-марте 2020 года, а к началу следующего учебного года планируем внедрить его в широкое использование студентами вуза, — делятся планами авторы проекта.

***

Преподаватели Минского государственного профессионально-технического колледжа биологии создали аппарат, который позволяет эффективно выращивать хлореллы — род одноклеточных зеленых водорослей, добавляемых в корм сельскохозяйственным животным.

— Наше ноу-хау предполагает использование погружных ламп на светодиодах в емкости, где выращиваются хлореллы: это ускоряет темп их размножения, — говорит учитель биологии колледжа Ярослав Горбачев.

Авторы проекта уверяют: их установка стоит 3 тыс. долларов в эквиваленте, что в 7 раз дешевле существующих прототипов.

***

Преподаватель Университета гражданской защиты МЧС Артем Морозов уже не новичок в конкурсе «100 идей для Беларуси»: в 2017 году он презентовал модель пожарного ствола «Викинг» (к настоящему времени их выпущено уже около 1,5 тыс. штук, и они находятся на вооружении в аварийно-спасательных частях по всей стране).

В этот раз Артем представил насадку для пожарного ствола. Она предназначена для получения пены, которую спасатели используют при тушении горящего бензина либо масла. Обе разработки молодого преподавателя уже запатентованы.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ