Кинотеатру «Победа» предстоит пережить обновление. Какие перемены ожидаются?

Максимально вернуть первоначальный облик здания – такая задача стоит перед архитекторами, работающими над проектом реконструкции кинотеатра «Победа».

Взгляд в прошлое…

Это строение, известное как клуб «Пищевик», появилось в Минске в 1929 году. Построено по проекту зодчего А. Бурова. Позже заведение носило имя И. Сталина. До середины 1940-х годов здание имело другую форму. Если стоять лицом к главному фасаду, то по обе стороны были боковые пристройки, доходившие до нынешней проезжей части улицы Интернациональной и образующие вместе с современной входной зоной букву «П». За счет этого внутри появлялся дворик. Трудно сказать, как бы вписалось такое строение в современный Минск, доживи оно до наших дней. Но после войны было решено реконструировать здание под кинотеатр. Появились три проекта, но, как пишет историк Ольга Кукуня, ни один из них не воссоздавал прежнее архитектурное решение. Первый сохранял стены клуба, но менял его архитектурный облик, другие оставляли только помещение старого зрительного зала. В итоге к концу 1940-х годов на месте первоначального объекта появился кинотеатр, к созданию которого приложили руки и фантазию Иосиф Лангбард и Михаил Бакланов – теперь уже классики зодчества. А «Победу» после этого стали причислять к образцам архитектуры социалистического классицизма.

Позже в городе строили и другие кинотеатры, но они были в первую очередь функциональными. О некой изюминке в интерьерах да и особо примечательном внешнем облике речь при их проектировании не шла. Отличием был лишь «Октябрь», но он стал страничкой уже новейшей истории развития города.

А вот «Победа» и «Центральный» – детища более ранней эпохи, где еще можно почувствовать дух 40–50-х годов прошлого века. Это было время, когда каждое здание строилось по собственному, а не серийному проекту, когда у каждой постройки формировалась своя душа, своя аура.

Нынешняя реконструкция «Победы» задумана для того, чтобы не только привести в соответствие технические параметры уже не юного здания, но и максимально восстановить его облик 1940-х годов.

…И в будущее

По словам архитектора Людмилы Ивановой, работающей над фасадами и частью интерьеров кинотеатра, будут убраны все более поздние пристройки со стороны улицы Комсомольской. По старым фотографиям удалось выяснить, что боковая сторона здания была украшена фонарями. Их предлагают восстановить. А вот крыша немного преобразится за счет новых вентиляционных окошек, которых прежде не было. Они не только не испортят, а скорее украсят строение, потому что будут выдержаны в нужной стилистике.

Все элементы главного фасада сохранят. Только немного уменьшат размеры крыльца, а точнее, восстановят до первоначальных габаритов. Новыми деталями станут лишь пандус и небольшая подъемная площадка для инвалидов.

Что касается наружной отделки и цвета стен, то они поменяются. Вместо веселого розового предлагается серый оттенок, который, как считают проектировщики, и был в 1940-х годах.

Окончательный цвет фасада будет уточняться на следующей стадии проектирования, а пока сделан лишь архитектурный проект.

– К сожалению, химические исследования строения делались в недостаточном объеме, а именно по ним определяют облик фасада, его цвет, – рассказывает Людмила Иванова. – Поэтому мы основывались на архивных документах, а они говорят, что там была декоративная штукатурка. Вероятнее всего, такая, как на цирке или оперном театре, – шероховатая, с вкраплением слюды. Имелась на фасаде и рустовка – отделка, своим видом напоминающая кирпичную кладку. Где-то ее потом затерли, не сохранили, мы же предлагаем восстановить.

Внутри кинотеатра тоже намечены перемены. Решено, что здесь будут два зала: большой – на своем привычном месте, другой, на 80 человек, расположится там, где сейчас находятся подсобные помещения ресторана. Перед ним – холл.

Несколько изменится вход в помещение касс. Вместо большого проема с витражом здесь, как и было ранее, появятся просто две двери.

– По желанию «Киновидеопроката» «Победа» останется кинотеатром камерного типа, где можно проводить какие-то особые мероприятия, фестивальные встречи, – рассказывает главный архитектор проекта Александр Нитиевский («Белгоспроект»). – Решено, что здесь не будут демонстрировать 3D-фильмы, а останутся верны обычному формату. Зато смогут устраивать показы арт-хауса.

Камерную атмосферу, возвращающую посетителей в середину прошлого века, создадут обновленные интерьеры основного фойе и вестибюля. В фойе сохранятся кессонные потолки, напоминающие квадраты с декоративными элементами. Появится другое освещение: здесь планируются стилизованные люстры, бра, торшер. За специальными декоративными решетками спрячут от глаз посетителей отопительные приборы. Вместо мозаичного бетонного пола предлагается гранитный. Под стать интерьерам будет и мебель.

– Мы нашли чертежи мебели середины прошлого века, которая делалась по индивидуальному заказу, – рассказывает Людмила Иванова. – Предлагаем по ним изготовить аналогичные диваны для кинотеатра.

А вот богатый декор зрительного зала не сохранился, поэтому его решили не воссоздавать.

 

Жарина реконструкция (2)

Самое читаемое