Классический, динамический, регулярный… карпул. Что это такое и кто «карпулит» в Минске?

Автомобиль не собака, каждый день можно не выгуливать. Если вы с этим согласны, подключайтесь к карпулу.

Как в повседневной жизни помогать страдающей экологии, избавляя город от пробок и вредных выбросов транспорта? При этом желательно сохранять относительный комфорт при передвижении, а по возможности еще и экономить на поездках.

Все это вполне реально, если в стране, отдельных городах развита система карпул-поездок. Непривычное пока для нас слово (от англ. сar – машина и pool – объединение) означает совместное использование частного автомобиля по предварительной договоренности. В наши дни такая договоренность достигается, как правило, с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.

Немного истории

Успех этой инициативы всегда зависел (и зависит) от желания граждан прежде всего сократить расходы на топливо.

Считается, что карпул придумали в США более 70 лет назад. В годы Второй мировой войны не только зашкаливали цены на топливо – его в принципе не всегда хватало для личных нужд. Непростая экономическая ситуация послужила толчком к рождению такого явления, как карпул: люди стали объединяться, чтобы делить между собой расходы на поездки.

Второй всплеск интереса к карпулу пришелся на 1970-е, когда к росту цен на топливо привел мировой энергетический кризис. И снова жители разных стран, в том числе европейских, пытались найти экономичные варианты передвижения.

С начала XXI века росту популярности этого явления поспособствовало развитие компьютерных технологий, которые весьма облегчили участникам нахождение попутчиков. Однако к экономическому фактору и в США, и в Европе давно уже добавился еще один – забота об экологии.

Сами посудите, насколько легче дышится в городе, если хотя бы небольшая часть автовладельцев ежедневно берет на борт попутчиков, а значит, на дороги выезжает гораздо меньше железных коней.

Не стоит изобретать велосипед

Для жителей Беларуси карпул пока нечто экзотическое. Хотя на самом деле среди минчан есть те, кто «карпулит», даже не подозревая об этом. Например, сотрудники, живущие в одном районе, кооперируются при поездках на работу, поочередно используя машину каждого…

Вообще это тот самый случай, когда нам нужно лишь научиться применять успешный опыт западных стран. Ведь в США, Европе, Австралии подобное движение давно набрало силу. Там считают, что карпул – это экономия времени и денег (за счет сокращения расходов не только на топливо, но и на парковку), какой-никакой комфорт, возможность новых знакомств и, конечно, вклад в поддержание экологии.

Белорусский вариант

О том, насколько это явление актуально для минчан, рассказал на круглом столе в Центре экологических решений один из создателей сайта www.carpool.by Павел Козлов.

Посвященный карпулу интернет-ресурс появился в Беларуси только в 2011-м. Он позиционируется как независимая электронная доска объявлений, позволяющая просматривать и размещать сообщения о поиске водителей или попутчиков для совместного использования автомобиля. Речь идет как о разовых, так и о регулярных поездках. Часто размещаются предложения составить компанию в поездках в районные и областные центры Беларуси, реже – в соседние страны, европейские города.

За три года на сайте размещены сведения более чем о 800 поездках, имеются предложения по сотне маршрутов. Около 60 % из них – минские или проходят через столицу. Немногим больше 20 % – московское направление, довольно популярны также поездки в Вильнюс и Санкт-Петербург (10 и 8 % соответственно), чуть меньше желающих отправиться в Мозырь, Витебск и Борисов.

Зайдя на электронную доску объявлений, вы обнаружите информацию, например, о том, что в будни в такое-то время человек отправляется на машине из пункта А в пункт Б через пункты В и Г. Если вам по пути – звоните и присоединяйтесь. Потенциальный попутчик видит марку машины, количество свободных мест, можно ли курить в салоне, есть ли кондиционер. Причем, по словам Павла Козлова, чем более подробную информацию о себе оставляет водитель, тем больше вероятность того, что он найдет спутника.

Важный нюанс: участники карпула обычно не ставят целью извлечение прибыли, а цену выставляют из соображений частичной компенсации затрат. Стоимость поездки в Минске и пригороде сейчас варьируется от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. Как правило, эта сумма ненамного выше стоимости проезда на общественном транспорте, а порой и ниже.

На междугородных и международных маршрутах разброс цен, конечно, больше.

Если посетители сайта не нашли свой город или район, администраторы предлагают сообщить им об этом и обещают добавить новый пункт в базу.

Попытка не пытка

Однако пока большинство наших соотечественников не слишком настроены на альтруистическую волну, когда дело касается личного авто. Далеко не каждый пожелает подстраиваться под других, сажать к себе в машину незнакомцев, если на этом нельзя заработать. Не последнюю роль играют и сомнения в безопасности таких поездок. Некоторые автовладельцы оставляют о себе слишком расплывчатые сведения, в свою очередь вызывая недоверие потенциальных пассажиров. В связи с этим активисты движения карпул советуют участникам поездок знакомиться друг с другом заранее и не стесняться спрашивать при этом документы.

Еще одна проблема, по мнению Павла Козлова, заключается в том, что у нас еще недостаточно развита культура карпула (хотя, на мой взгляд, это зависит от ответственности каждого человека). Бывали случаи, когда люди, придя на условленное место встречи, так и не смогли дождаться автомобиля. Хочется надеяться, что подобные инциденты в будущем не помешают развитию столь полезного дела.

 

Дополнительная информация

На одном из специализированных европейских интернет-ресурсов сегодня более 4 млн пользователей, благодаря чему перевезено свыше 70 млн пассажиров. Подсчитано, что за счет совместных поездок сэкономлено более 750 млн литров топлива.

***

Карпул подразделяют на классический (поездки на расстояние более 100 км), динамический (на более короткие расстояния, обычно внутри города, района, области) и регулярный (постоянные, как правило, ежедневные внутригородские поездки на учебу, работу).

Самое читаемое