КЛАССИКИ — СОВРЕМЕННИКИ. Наталия Гайда: «Сильва» — главная классическая оперетта в моей жизни

Она выходит на сцену. Улыбается. И Большой зал Музыкального театра оказывается в сладостном плену этой улыбки. А когда берет верхнюю ноту, по залу пробегает волна.

Харизматичная Наталия Гайда. Темперамент, яркость, страсть, очарование, чувственность, преданность профессии певицы и жанру оперетты. Всегда готовая к новым ролям. Ни при каких обстоятельствах не опускающая руки. Душой болеющая за свой театр. Гайда — это Гайда.

Ее занятость не оставляет места для ностальгии: 14 разноплановых ролей в текущем репертуаре! И еще одна особенность. Народная и всеми любимая Гайда никогда не скрывает своего возраста. 1 мая Наталия Викторовна отметит очередной, 79-й день рождения. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с актрисой.

…Вместе с Наталией Викторовной смотрим альбом с фотографиями. Некоторые из них она комментирует.

Пять «Сильв»

Оперетта всех времен и народов — «Сильва» Имре Кальмана. В 1972-м Наталия Гайда впервые сыграла в этой оперетте заглавную роль. Пела в четырех и сейчас поет уже в пятой постановке «Сильвы». Оперетту ставили разные режиссеры: Вербовская, Дречин, Цюпа, Второв, Цирюк. Вначале Гайда исполняла партию Сильвы, затем перешла на возрастную роль матери Эдвина. Борис Второв специально для нее расширил роль: теперь там есть что играть, ведь мать Эдвина в молодости, как и Сильва, была королевой чардаша (смотрите фото).

«Сильва» — главная классическая оперетта в моей жизни, — говорит актриса. В 1983 году мы своей «Сильвой» взорвали Ленинград. Взять ее на гастроли было моим предложением. И вот закончился первый акт, зал зааплодировал. И встал. Мы с Григорием Хариком несколько раз выходили на поклон, а зал все стоял и аплодировал.

Гайда — муза живописцев

Актрису писали многие. Вот этот, например, портрет кисти Михаила Мовчана висит у певицы в гостиной. Примадонна живет на улице Романовская Слобода. Квартира в доме, который в 1970-х считался элитным, а теперь просто хорошим, поражает благородным духом. Много воздуха. Скульптуры, картины… Второе полотно находится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Сваха Ента

В мюзикле Олега Ходоско «Шалом алейхем! Мир вам, люди!» сваха Ента из еврейского местечка Анатовка — местная интеллигенция. Надо слышать, как Гайда интонирует, как передает еврейский акцент, не пережимая, но при этом с помощью голоса приподнимая конец фразы. В кадре вместе с актрисой — заслуженный артист России Алексей Кузьмин.

«Дорогие мои иркутяне…»

За более чем полувековую жизнь в искусстве Гайда сыграла столько княгинь, герцогинь, шансонеток!.. В последние годы ей всё чаще предлагают характерные роли. Такова Семеновна в музыкальной комедии Евгения Птичкина «Бабий бунт». Партнером на один спектакль стал народный артист Российской Федерации Владимир Яковлев, который солирует в двух музыкальных театрах — Санкт-Петербурга и Иркутска.

Иркутский — мой самый первый театр, где я, школьница, вдохнула запах кулис и поняла: хочу быть на сцене, — признается Н. Гайда. Люблю Свердловск, где родилась, и Иркутск, где училась. Приезжаю. Пою для своих одноклассников. Иркутяне также приезжают в Минск: они были на одном из моих фестивалей.

«Наталия Гайда приглашает…»

Так назывался фестиваль, который проходил в Музыкальном театре с 2012-го четыре года подряд и собирал мастеров оперетты со всего постсоветского театрального пространства. Однажды на приглашение Наталии Викторовны откликнулись мастера из 11 музыкальных коллективов России!

25 лет

Таково расстояние между этими двумя минскими снимками. Первый сделан в 1974 году, второй — в конце 1990-х. Баритон Юра Бастриков и сопрано Наташа Гайда поженились, будучи студентами Уральской консерватории. «Ты мне жена от Бога», — повторял Юрий Георгиевич. Свою любовь он выражал не только словами. Работали в Свердловском оперном театре, а в 1969 году приняли предложение от Государственного театра оперы и балета БССР и переехали в Минск.

Год я пела в опере и вдруг узнала: создается театр музкомедии. В Свердловске муж не пускал меня в оперетту, — вспоминает Наталия Викторовна. А тут я сказала: «Юра, это судьба». И ушла из оперного в Музыкальный. Ни разу об этом не пожалела.

Воспитали дочь Анастасию. Дождались внуков: Арине 25 лет, Даниилу — 11. Увы, в октябре 2011 года народный артист Беларуси Юрий Бастриков ушел из жизни.

Вспомним «Пенелопу»

Одним из первых мюзиклов на белорусской сцене стала «Пенелопа» Александра Журбина. 1982 год. Гайда в заглавной роли. Сейчас мюзикла в репертуаре нет, однако появилась лирическая комедия с музыкой Журбина «Свадьба в стиле ретро», где у актрисы очень колоритная роль. Композитор приедет из Москвы 25 апреля, чтобы посмотреть этот спектакль. 27 апреля в филармонии состоится его творческий вечер, где народные артисты Беларуси Наталия Гайда и Владимир Петров исполнят дуэт Пенелопы и Клеонта из мюзикла «Пенелопа».

…И даже жрица любви

Актриса любит эксперименты и играет не только на сцене родного театра. Вместе с Марией Захаревич представила минчанам трагикомедию «Я не пакіну цябе…» (режиссер Мария Захаревич) — инструкцию по выживанию стареющих актрис. В Клубе имени Ф. Э. Дзержинского на аншлагах шел «Валентинов день» (режиссер Валентина Еренькова), где Наталия появлялась в роли сильно пьющей Кати с аккордеоном в руках. А на этом фото 2009 года Гайда — неувядаемая путана, «голубка» в антрепризном спектакле «Древнейшая профессия» (режиссер Модест Абрамов).

У истоков национальной оперетты

Наталия Гайда была первой исполнительницей главных женских ролей в спектаклях «Поет «Жаворонок» и «Павлинка» Юрия Семеняко, «Нестерка» Григория Суруса, «Денис Давыдов» Андрея Мдивани, «Миллионерша» Евгения Глебова. На снимке сцена из героической музыкальной комедии «Поет «Жаворонок», которой в 1971-м в Минске открылся Государственный театр музыкальной комедии Беларуси.

Заглянем в гардероб

Н. Гайда говорит, что артисты оперы и оперетты не могут сравниться со звездами эстрады, которые меняют наряды едва ли не ежедневно:

Наши концертные костюмы живут долго. Я умею сделать так, что платье, в котором я выступала лет 20 назад, и сегодня будет сидеть как влитое.

Раньше Гайда давала по четыре сольных концерта в год. Она и теперь поет в концертах, любит исполнять романсы Чайковского, Рахманинова, выступает в Минске, Гомеле, Гродно, Витебске… Известная белорусская пианистка Татьяна Старченко приглашает ее в свою «Музыкальную гостиную», в которой Н. Гайда уже не раз радовала слушателей участием в программах «Старые письма», «Три возраста любви…».

Сама подвела черту

Гайда долго играла героинь, возлюбленных, любовниц. Но потом сказала: после 50 лет — ни-ни.

Так и заявила худсовету: ухожу из героинь. Опять впервые влюбляться? Нет! Оставила при себе только роль Розалинды из «Летучей мыши»: там возраст значения не имеет.

Но еще долго она была героиней: Долли, Памела, Джулия. И даже в «Подлинной истории поручика Ржевского» ее Елена Андреевна (спасибо композитору Владимиру Баскину: в уже готовый водевиль он вставил сочиненный им самим романс, который исполняет Гайда) влюбляется и обретает пару! Кстати, на этом снимке Елена Андреевна с сыном…

Символ оперетты

Так довольно часто называют примадонну в газетных очерках. Композиторы и режиссеры специально для нее пишут роли. Например, режиссер-постановщик Анна Моторная дополнила оперетту Пала Абрахама «Бал в «Савойе» образом Вуазье — актрисы, специального гостя фестиваля в Ницце. И как этот образ великолепно преподнесен зрителю Н. Гайдой!

Еще материалы рубрики:

КЛАССИКИ — СОВРЕМЕННИКИ. Вячеслав Никифоров: «Кинематограф — это сумма технологий, личностей и среда»

Самое читаемое