«Ключ без права передачи». Как Елене Прокловой досталась главная роль в этой ленте

На кинопробах фильма знаменитым актрисам отказали в главной роли, отдав ее Елене Прокловой. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Молодая классная руководительница Марина Максимовна под неодобрительными взглядами коллег-учителей общается с учениками своего 10 «Б» как с равными. Ребят притягивают ее прогрессивные взгляды на жизнь, вкусы, любовь к современной поэзии. Иногда она позволяет себе обсуждение с учениками педагогов-ретроградов и консерваторов. Диалоги записывают на пленку в форме интервью на память, для далекого будущего, но кассета попадает на стол директору школы, военному в отставке, который пытается найти нестандартный выход из сложившейся ситуации.

Исчезнувший жанр

Динара Асанова

Маленькие дети, познавая мир, задают вопросы без умолку. Подростки не спрашивают ничего, сами себе на уме. На деле у них еще больше вопросов, просто они молчат, боясь показаться глупыми и наивными, опасаются, что их не поймут. Своими фильмами режиссер Динара Асанова как раз пыталась помочь уже не детям, но еще не до конца повзрослевшим отрокам понять себя.

Георгий Полонский

Родилась будущий режиссер во Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан). Театральная студия, интерес ко всему тому, что происходит на местной киностудии, еще в старших классах свели ее с режиссером-документалистом Альгимантасом Видугирисом. Талантливая девушка начала помогать местному мэтру. Вклад оказался настолько существенным, что он вписал ее как соавтора в титры двух картин — «У каждого своя дорога» (1964) и «ПСП» (1965). Уже ее дипломный короткометражный фильм «Рудольфио» (1969) показал, что родился новый талантливый автор лент на тему отцов и детей. А дебютная полнометражная картина «Не болит голова у дятла» (1975) подтвердила это. Как только на «Ленфильме» появлялся не развлекательный, а многосложный сценарий, социальная драма о подростках, его предлагали Динаре. Таким оказался «Ключ без права передачи» Георгия Полонского. Когда-то он учился на филфаке Белорусского государственного университета. Позже на «Беларусьфильме» Леонид Нечаев снял три ленты по его сценариям: «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), «Репетитор» (1987), «Не покидай» (1989). Еще в 1970-м, в 30 лет, он стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарий «Доживем до понедельника», в котором тоже рассказывается о непростых отношениях школьников с педагогами и окружающей действительностью. В общем, генерал в искусстве. Знал ли он, отдавая литературный материал Динаре, что она оставит от написанной на бумаге основы рожки да ножки и придумает всё заново? Вряд ли.

Сломать амплуа

Елена Цыплакова

Половина актеров-подростков и взрослых перекочевала в новую ленту из прошлой работы Асановой «Не болит голова у дятла» — Екатерина Васильева, Олег Хроменков, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Ирина Обольская. И здесь главную роль лидера класса Юлии Баюшкиной должна была сыграть Елена Цыплакова, хорошо проявившая себя прежде. В подготовительный период Асанова попросила Цыплакову принести общую фотографию ее класса. Среди девочек на фото режиссер увидела вовсе не собиравшуюся становиться актрисой Марину Левтову. Пригласила на пробы и извинилась перед Еленой, сказав: «Ты умеешь влюблять в себя, а Марина — подчинять. Баюшкину сыграет она, а ты — Таню Косицкую». Сейчас Елена говорит, что никаких обид и слез не было. Но позвольте ей не поверить.

Асанова любила ломать стереотипы, касающиеся актерских амплуа. На момент съемок в 1976 году Лидия Федосеева-Шукшина для многих зрителей — «Родина-мать», добрая русская женщина из «Калины красной». Но тут она превращается в скучную училку химии Эмму Павловну. Критики, впрочем, писали, что на ее имидже это не сказалось. Такой же переворот в сознании вызвал Алексей Петренко. В то время он для аудитории — широкой души Пётр I из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Но вдруг на экране он — Кирилл Алексеевич, отставной офицер, понятия не имеющий о педагогике, но назначенный директором школы.

В картине немало известных актеров исполнили роли учителей. Наш земляк Зиновий Гердт сыграл Олега Григорьевича, учителя физики. Лилия Гриценко — Лилию Олимпиевну, учительницу музыки.

Конечно, Асанова понимала, что итог съемок будет зависеть от того, кого утвердят на главную роль Марины Максимовны, нашедшей ключ к сердцам подростков. Если бы ее сыграла Людмила Гурченко, которая тоже прошла кастинг, кино кардинально отличалось бы от известного сегодня. Пробы проходили и Марина Неёлова, Евгения Ханаева. Все эти женщины разных возрастов и типажей, что свидетельствует о непрерывном поиске главного камертона ленты и о том, что режиссер нащупывала в процессе структуру будущего кино. Самой искренней показалась Елена Проклова. К тому же страна знала ее с детских лет по прежним работам в кино и любила.

Век недолог

Съемки проходили в интерьерах «Ленфильма». Натуру искали на улицах Ленинграда. С самого начала, работая со школьниками, Асанова попросила всех отбросить сценарий в сторону. Они лишь должны были помнить ситуацию в своих сценах и характер персонажа. Текст диалогов предлагалось не то что изобретать, а произносить то, что каждый из них говорил бы, окажись в подобных обстоятельствах в собственной школе. Отсюда такая естественность и непосредственность, щемящая пронзительность, тревожное и волнующее ощущение в разговорах. И главное — иллюзия документальности, подлинности происходящего на экране. Неформальные отношения с юными актерами перенеслись со съемочной площадки в происходящее наяву. Ребята часто шли к Асановой домой и, будто со своей экранной учительницей, пытались быть искренними, засиживались допоздна. Также она внесла в фильм не только манеру общения героев, но и не существовавшую в сценарии сцену — поход к дому Пушкина на Мойке в Ленинграде, где, как в Москве на площади Маяковского, в кадре читают стихи Булата Окуджавы «Александру Сергеевичу хорошо…», Давида Самойлова «Болдинская осень», Михаила Дудина «В кругу земных столпотворений…», Беллы Ахмадулиной «Дачный роман». Кроме того, Окуджава написал песню специально для фильма — «Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться».

Конечно, в советской школе в 1970-е не существовало никакого диалога и споров между дирекцией и учениками о нравственной правоте, моральных принципах. Они были однозначно известны, а если кто-то хотел иначе, то следовало принимать меры. Поэтому удивительно, что лента беспрепятственно вышла на экраны. Есть версия, что руководитель Госкино СССР Филипп Ермаш трепетно относился к молодому режиссеру.

Картина получила десятки отечественных призов, почетный диплом «Кекец» на VIII МКФ лучших фильмов мира «Фест» в Белграде (Югославия), особый диплом на VIII МКФ для детей в Джиффони (Италия). После этого кино Динара Кулдашевна прожила всего 8 лет, успела сделать 8 картин, открыла для нас актера Валерия Приемыхова, сама снялась в трех лентах других режиссеров. Мир, созданный в ее фильмах, не ограниченный условностями, существует и сегодня. Каждый может в него заглянуть.

Еще материалы рубрики:

Татьяна Васильева довела режиссера до инфаркта. Что происходило на съемках «Самой обаятельной и привлекательной»

Коров напоили водкой. Как снимали фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли

«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли

Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким

«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ