Княжеский, воеводский, губернский, столичный… Каким был Минск на протяжении своей истории
Ученые Института истории НАН Беларуси рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, какую роль играл Минск на протяжении своей 951-летней истории.
Княжеский
Менск впервые упомянут в летописи в связи с битвой на Немиге 3 марта 1067 года. Значит, город до нее уже существовал.
Однако о месте его расположения существуют несколько версий.
— По одной из них, Менск первоначально располагался на реке Менке около современной деревни Городище, расположенной недалеко от кольцевой, — говорит заместитель директора Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза. — Именно в Х–ХI веках он достиг своего расцвета, и это подтверждается археологическими материалами.
Исследования также показывают, что грандиозная стройка на возвышенности у слияния Свислочи и Немиги развернулась в конце XI — начале XII века. Катализатором возведения нового укрепленного города стал, возможно, поход Владимира Мономаха на Менск в 1085 году, когда «ходили с черниговцами и с половцами — читеевичами к Менску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины».
— Есть в строительстве и политический подтекст, — отмечает Вадим Кошман, заведующий отделом археологии средних веков и нового времени. — Менск находился в зависимости от киевского престола. Возведение нового города показывало бы притязания на эти земли Полоцка. Как и перенос топонима Менск на новое укрепленное городище. Это посыл всем князьям: город принадлежит князю Глебу, сыну Всеслава. Менск отныне и впредь — южный форпост Полоцкого княжества.
Таким образом, Минск своим появлением на месте слияния Немиги и Свислочи обязан своему первому князю Глебу и его отцу, полоцкому князю Всеславу Брячиславичу.
Минское княжество первоначально вело независимую политику. Во второй половине XIII века оно попало под влияние Великого княжества Литовского (ВКЛ), а затем вошло в его состав. После угасания минского княжеского рода во главе этих земель стал наместник великого князя.
Воеводский
Минск стал центром воеводства в результате административно-территориальной реформы 1565–1566 годов в ВКЛ. Росту его экономического и политического влияния способствовало магдебургское право. Плюс Минск несколько столетий не знал вражеских нашествий. Лишь в начале XVI века его посад разграбили татары, но взять штурмом оборонительные укрепления не смогли. Основной удар по городу нанесли войны середины XVII века и Северная война 1700–1721 годов.
В XVIII столетии Минск значительно прибавил в политическом весе. Он был одним из трех городов, где проходили сессии Главного трибунала ВКЛ — высшего апелляционного суда. Тут разбирали тяжбы населения восточной и центральной частей Великого княжества Литовского.
— Ничем иным, как выгодным расположением на пересечении основных торговых путей, экономическое и политическое развитие Минска нельзя объяснить, — рассказывает Андрей Мацук, старший научный сотрудник отдела истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени. — Здесь, как в Гродно, не проходили сеймы Речи Посполитой, не было, как в Вильно, резиденций могущественных магнатов и других знаковых фигур. Но Минск во все времена своего существования — административный центр. В период Речи Посполитой это центр Минского воеводства. Оно складывалось из трех поветов: Минского, Мозырского и Речицкого. Современный аналог воеводства — область. Раз в год в феврале в Минске проводили депутатский сеймик. На нем шляхта от Минского повета избирала по два депутата в трибунал ВКЛ. Раз в 2 года в августе проходил посольский сеймик, на котором избирали послов на сейм Речи Посполитой.
Губернский
Минск вошел в состав Российской империи по итогам второго раздела Речи Посполитой в январе 1793 года. Статус города остался прежним: был центром воеводства — 3 апреля стал центром губернии. С присоединением Минска к Российской империи изменилась лишь система управления. Царская администрация сразу начала формировать вертикаль. Во главе губернии был поставлен губернатор, который осуществлял свою власть, опираясь на губернские правление, учреждения, полицию и жандармерию.
— Важнейшее событие XIX века, предопределившее впоследствии столичный статус Минска, — строительство железных дорог, — поясняет Елена Филатова, ведущий научный сотрудник отдела истории Беларуси Нового времени. — В 1873-м губернский город становится железнодорожным транспортным узлом, связавшим Балтику с Украиной и Европу с Россией. Благодаря этому Минск превратился в центр притяжения промышленников и торговцев.
Второе по значимости событие XIX века — отмена крепостного права в 1861 году, запустившая процесс урбанизации. Многие крестьяне начали ездить в Минск на заработки, увеличивая число городских жителей. Вместе с ростом политического и экономического влияния Минск становится центром белорусского национального движения. Это впоследствии привело к тому, что у белорусов появилось свое государство.
Столичный
Национальная государственность на советской основе стала для белорусов политической реальностью только после победы Октябрьской революции 1917 года. 1 января 1919-го было объявлено о создании Советской Социалистической Республики Белоруссии. В радиоэфире зачитан Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии.
— Это одна из важнейших в истории Беларуси дат, — говорит В. Лакиза. — Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности. Белорусы добились права построить свое национальное государство. 100-летие БССР — прекрасная возможность еще раз взглянуть на нашу историю с новых ракурсов. Институт истории готовит большую международную конференцию «Исторические судьбы белорусской советской государственности (к 100-летию провозглашения Социалистической Советской Республики Белоруссии)». На ней ученые из Беларуси, стран Европы и СНГ поделятся своими наработками, новыми открытиями о годах становления белорусской государственности. Конференция пройдет 6 и 7 декабря в Институте истории.

Буфет железнодорожного вокзала. 1880-е годы
Для Минска как столицы Беларуси важнейшими стали события 1937–1945 годов. Именно тогда решалось, быть ли ему главным городом республики. В октябре 1937 года угроза начала новой крупномасштабной войны в Европе перестала быть мифом. Правительство БССР задумалось о безопасности, ведь граница проходила всего в 50 километрах от столицы. В случае войны город оказывался в зоне прямого действия вражеской авиации, способной одним ударом обезглавить страну. Было решено лишить Минск статуса столицы, сделав ею Могилев. В городе на Днепре развернулось большое строительство.
— Акт исторической справедливости — воссоединение белорусского народа осенью 1939 года в едином национальном государстве — сразу снял вопрос о переносе столицы, — продолжает В. Лакиза. — Минск оказался в географическом центре БССР. Второй раз угроза переноса нависла над Минском после освобождения от немецко-фашистских войск. Город в годы Великой Отечественной был сильно разрушен. Появились идеи не восстанавливать его, а возвести с нуля на новом месте. Однако их вскоре отвергли и перестроили практически весь центр столицы. Масштабное возведение промышленных предприятий, особенно таких флагманов, как МАЗ и МТЗ, ускорили рост числа горожан. Это, в свою очередь, подстегнуло жилищное строительство. Минск стал не только географическим и политическим, но и промышленным и экономическим центром БССР, доказав тем самым свой статус столицы.