Когда картина начинается у твоих ног — личный портретист Минска открыла выставку в Нацбиблиотеке

Тысячи шагов можно сделать, чтобы отыскать свой уютный уголок Минска. А есть возможность отыскать его гораздо ближе — на полотнах Маргариты Манис.

Художницу можно с уверенностью назвать личным портретистом столицы. В ее картинах Минск превращается в сказочный город — золотится в закатных сумерках, бликует умытым дождем асфальтом, флиртует со зрителем из-под вуали тумана.

img_4745-copy

img_4717-copy

img_4723-copy

В одной Национальной библиотеке, где открылась выставка Маргариты Манис, уместился весь Минск. Его широкие проспекты и зажатые домами улочки, суетливый поток машин и безлюдная ночная Немига (да, бывает и так!) — в фоторепортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

img_4678-copy

img_4726-copy

img_4742-copy

На картинах город выглядит модником с гардеробом на все сезоны, но даже неискушенный зритель видит — превалируют осенние наряды. Случайность или закономерный выбор?

Осень всегда предстает более романтичной, философской, чем остальные поры года, — отвечает Маргарита Манис. — Легкие, поверхностные зима, весна, лето тоже к лицу Минску, но меня он особенно впечатляет именно осенью. Эта пора более глубокая как в философском, так и в личностном плане. Это время осознания, подведения итогов, переосмысления.

Экспозиция выставки приводит нас в центр города. Проспект Независимости, Троицкое предместье, припорошенный снегом Красный костел, «Ворота Минска». Складывается впечатление, что дифирамбы Маргариты Манис предназначены исключительно узнаваемым чертам столицы. Но это не так.

img_4748-copy

img_4756-copy

img_4715-copy

img_4750-copy

img_4740-copy

Я люблю Минск со всех сторон, — говорит художница. — Он прекрасен в любой точке и с любого ракурса. Даже пресловутые подъезды к Минску бывают сказочно хороши. Особенно яркие впечатления получаешь на закате, когда прибываешь в столицу поездом. Вспомните сами, как под мерный стук колес в окнах плавно вырисовывается абрис города, вырастая высотками и шпилями. Этот город самый лучший. Потому что он наш!

Самым любимым местом Маргарита Манис называет Троицкую набережную. Художница отмечает, что высокий берег Троицкого предместья не только открывает лучший в городе вид, но и распахивает дверь в уютные воспоминания юности.

Троицкая набережная многим художникам близка еще со времен училища имени Глебова, — поясняет Маргарита Манис. — Именно с той поры я безоглядно влюблена в Минск, в его запахи, звуки, переливы. И в его новые здания. Хотя многие, знаю, ведут яростные споры на тему красоты и необходимости. Мне нравится, что столица строится, расширяется, закрывает вековые пустыри. Я искренне радуюсь возведению новых зданий. Они добавляют шарма, уникальности, а иногда и волшебства.

Свое уникальное волшебство есть и у картин Маргариты Манис. Ты не просто смотришь на полотно, ты как бы становишься его частью. Картина начинается у твоих ног. Кажется, протяни руку — и коснешься балюстрады на Немиге, сделай еще полшага — и ступишь на аллею, которая упирается в подножие театра оперы и балета.

img_4754-copy

img_4742-copy

img_4760-copy

Автор отмечает, что такой ракурс выбирает подсознательно:

На Минск можно смотреть издалека и с высоты — панорамы гарантированно вскружат голову, но мне комфортнее среди людей и домов, здесь можно увидеть и услышать куда больше, чем с высоты.

Белорусские искусствоведы называют Маргариту Манис отечественным импрессионистом. Сама автор уточняет: не в чистом виде, как у французов. И с улыбкой добавляет:

Сегодня многие искусствоведы называют мою технику отличной от всех прочих, не исключено, что в будущем придумают отечественное название. Скажем, манисизм.

img_4752-copy

img_4766-copy

img_4685-copy

Улыбка на лице Маргариты Манис не гаснет ни на секунду. Складывается впечатление, что у художницы внутри свое личное солнце, энергии которого хватает на всю немаленькую столицу…

img_4702-copy

img_4750-copy

img_4745-copy

img_4710-copy

Многогранная экспозиция «Прогулка по столице» компактно разместилась в галерее «Атриум» Национальной библиотеки. Желающих взглянуть на произведения белоруской художницы ждут до 22 октября.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое