«Когда-то билеты вырезали ножницами». Водитель автобуса — о стреляющих колесах и запросах пассажиров

Водитель автобусного парка № 2 Олег Земченок застал время, когда «Икарус» считался классным автобусом, а билеты на проезд вырезали ножницами. Своими наблюдениями о том, как менялись с годами комфортность пассажирских перевозок, запросы клиентов и цели их поездок, он поделился с корреспондентом агентства «Минск-Новости».

Не каждому дано 30 лет трудиться без нареканий на одном предприятии. О. Земченок — один из тех, кто прикипел к родному коллективу душой и не представляет другой жизни. Стабильность — качество на вес золота для человека этой профессии, особенно для водителя-международника. 20 лет он возит пассажиров по маршруту Минск — Варшава.

«Многих пассажиров знали в лицо»

— Когда в 2000-е начинали ездить в Польшу, люди отправлялись туда в основном за товаром. Автобусы каждый раз загружались под завязку, а многих пассажиров мы знали в лицо, — вспоминает он.  Сейчас у людей другие цели: едут в гости к родственникам, на учебу или работу, в аэропорт, попутешествовать или просто кофе попить.

По словам Олега Ивановича, весной и летом автобусы «Минсктранса» обычно заполнены. Во время пандемии предприятие взяло паузу в международных поездках, но недавно рейсы на Варшаву возобновили.

Однако не всегда О. Земченок дoставлял пассажиров в Польшу, сперва нужно было наработать стаж и зарекомендовать себя. Больше двух лет oн трудился водителем директора автoпарка. Кoгда больше 30 лет назад тот приехал в воинскую часть, чтобы подыскать себе шофера, лучшей кандидатуры, чем закаленный армейскими буднями деревенский парень, не нашлось. Потом Олег Иванович на микроавтобусе обслуживал контрольно-ревизорскую службу парка, в 1990-е пересел на комфортабельный «Икарус». Маршрут был не из легких — в аэропорт Минск-2.

— Кассовых аппаратов в автoбусах тoгда не былo, — рассказывает О. Земченок. — Билеты нам приходилось вырезать ножницами из огромного бумажного полотна. Бывало, садились два самолета, пассажиров в салoн набивалось много, ехали даже стоя, еле вмещались. И каждому надо выдать билет. Но люди не жаловались.

«Загрузка была такой, что колеса стреляли»

Позже им с напарником доверили дальние рейсы в Россию — Подмосковье, Нижегородскую, Тамбовскую области. Туда путь держали в основном челноки с баулами. Загрузка порой была такой, что колеса стреляли, приходилось менять в дороге. Поэтому с собой вoдители всегда вoзили необходимые инструменты и запчасти.

— Однажды отправились в Подмосковье в 35-градусный мороз — отчаянные были. Взяли с собой топор, пилу, тосол, паяльную лампу. Если топливо начнет замерзать, дров нарубить, костер разложить. Недалеко от Москвы так и случилось. Мы заехали на заправку, литров 40 бензина в солярку залили — и поехали. Обошлись без костра, — улыбается собеседник.

«Не просто крутим баранку, а работаем в сфере услуг»

О пассажирах Олег Иванович говорит исключительно добрыми словами. Но признает, что сейчас они гораздо требовательнее, чем прежде:

— Раньше редко жаловались, даже если в пути случалась поломка. Часто помогали. Как-то разрядился аккумулятор. Мужчины вышли толкнуть — безуспешно. Тогда к ним присоединились женщины, натренированные тяжелыми сумками. С возгласом «у-ух» все вместе напряглись — и автобус тронулся!

Впрочем, высокие запросы клиентов для О. Земченка и его напарников не проблема, а норма:

— Мы ведь не просто крутим баранку, а работаем в сфере услуг, люди должны остаться довольными. Опыт помогает находить общий язык, поэтому претензий обычно не возникает, наоборот, приходят благодарности. Мы же еще и психологи: при подаче автобуса на платформу присматриваемся к каждому. Если у кого-то плохое настроение, стараемся разрядить обстановку, интересуемся, чего не хватает, чтобы было уютно. В дороге рассказываем, в какие города заезжаем, какие удобства в салоне и так далее, с кем-нибудь и пошутим. Не всегда у самих есть настроение, но без разговоров в пути никак, иначе обеспечить комфорт не получится.

В прошлом году О. Земченку присвоили звание «Почетный работник государственного предприятия «Минсктранс». Кстати, три его племянника тоже водители в этом же филиале. Один из них, сын двоюродного брата, — напарник Олега Ивановича на варшавском рейсе.

Всего же в автобусном парке № 2 трудятся около 580 водителей, из них более 140 — на международных маршрутах.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ