«Когда твои изделия висят на елке Президента — это вау!» Съездили на фабрику елочной игрушки
Раньше «выпекали» стеклянных оленей, сейчас создают игрушки для президентской елки — корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на фабрике елочной игрушки.
Вышивка на стекле, герои любимых детских сказок, репродукции мировых картин — полторы тысячи елочных украшений создают на фабрике ежедневно.
— Каждый год запускаем в производство порядка 50 новых изделий, — рассказывает начальник производства Анастасия Голуб. — Основные направления — игрушки стеклянные и поликерамические. В основе последних — специальный состав гипса и полимеров. Благодаря этому фигурки получаются не такие хрупкие, как стеклянные. Но и не такие тяжелые и монолитные, как гипсовые собратья.
Вот такой идеальный снегирь — перышко к перышку выписано — весит всего 15–17 г. Кстати, птичка уже несколько лет бьет рекорды по продажам. Причем есть два варианта: в статике и летящий.
Местная флора и фауна, национальные колориты и традиции — фабрика изначально делала ставку на свое, белорусское. И этим выгодно выделяется, в том числе на мировом рынке.
— Мы изначально решили ориентироваться на средний сегмент — не гнаться за бюджетным китайским — не угонишься, но и не равняться на суперпремиум Германии, — отмечает директор фабрики Андрей Бегун и объясняет: — Елочная игрушка должна радовать глаз, но при этом быть практичной, а не экспонатом под стеклом, рядом с которым даже дышать нужно осторожно и через раз. Экспонатами можно и в музее полюбоваться.
Тут каламбур в действии: в Национальном историческом музее в Минске уже не первый год представлена личная коллекция Андрея, которую он кропотливо собирал по всему миру. Часть ее — это продукция фабрики, которую только там и можно увидеть. Непосредственно в офисе есть небольшая стена «исторической славы». Подвески из гипса, литые из полистоуна, деревянные медальоны и шитые мягкие игрушки, Деды Морозы на манер советских «под елочку» и запеченные в технике фьюзинг зайцы (фьюзинг — техника плавления цветного стекла в печи до однородности. — Прим. ред.). За 10 лет существования фабрики перебрали множество технологий, чтобы остановиться в итоге на стекле и поликерамике. Тут сплетение факторов: и публике зашло, и экономически рентабельно. Не будет денег, не будет зарплат — некому будет делать эти игрушки.
— Тот же фьюзинг попросту не зашел, хоть и крутили его со всех сторон, — вспоминает А. Бегун. — История эксклюзивная, но не совсем понятная для публики. На это накладывается экономический момент: нужного стекла не найти даже в Китае, а заказывать в Штатах — будет выходить по цене крыла от самолета. И не менее важный момент — специалисты, которые умеют классно работать в технике фьюзинг, — вообще штучный товар. Поэтому «запеченные» животные отправились в анналы истории. Печку, кстати, пора бы и продать.
Та самая печка помнит времена, когда большая часть игрушек делалась на фабрике вручную, а штат сотрудников состоял из трех человек. И каждый из них был специалистом расширенного профиля: и литейщик, и художник, и упаковщик. Сейчас команда насчитывает порядка 40 человек, 25 из которых заняты на производстве. Важный момент: порядка 30 % — это люди с особенностями развития.
Литейщик Андрей Бежок трудится «помощником Деда Мороза» уже третий год.
— Опыта набирался буквально на ходу — из-за ряда особенностей со здоровьем окончил только 11 классов, среднее специальное и высшее уже не получил, — рассказывает А. Бежок. — Первое время выработка была небольшой — порядка 60–70 изделий в день.
Есть подозрения, что собеседник скромничает. Поясняем: из ротационной машины выходит заготовка, каждый шов, щербинку и трещинку нужно зашлифовать до идеальной гладкости, чтобы потом можно было глянцево красить и расписывать. И так «всего» 60–70 в день!
— Сейчас могу за смену сделать не меньше 140, — с улыбкой отмечает А. Бежок. — Я работы не просто не боюсь, но искренне ее люблю. Тишина, спокойствие, красоту наводишь. Тем более что сейчас 70–80 % изделий вращает ротационная машина — у нас таких три. А не как раньше — каждый молд, в котором отливается снегирь или заяц, крутили вручную по 5 минут.
Тот самый молд — это разъемная форма, внутрь которой заливается раствор и вращается, чтобы изделие вышло красивое и ровное. И такие «ракушки» довольно увесистые. Можно представить, как через пару часов отвалится моя рука, вздумай я без подготовки покрутить игрушки.
— Некоторые украшения все еще делаются исключительно вручную, — отмечает собеседник. — Те, что больших размеров, как ждуны, которых делали несколько лет назад.
Зачищенная и отполированная, фигурка отправляется дальше. Большинство — на стол к художникам. Там начинается красочное волшебство.
— Некоторых игрушек можно хоть 300 за день расписать, а некоторых — не больше 10 штук, те же реплики мировых картин, к примеру, — в ответ на вопрос, сколько изделий выходит из-под кисти мастеров ежедневно, рассказывает начальник производства фабрики А. Голуб. — Некоторые принты с дополнительным декором — и вовсе «юрисдикция» автоматики, которая наносит заданный рисунок. Есть смешанная техника: вышивка машинная, а переносят ее на стекло уже вручную (речь об одной из новинок — украшении с нарядным щеглом, вышитым гладью. — Прим. авт.).
А на столах растут стройные ряды стеклянных шаров, нарядных поликерамических часов с кукушкой, белоснежных коньков. Кстати, именно они каждый год входят в список самых продаваемых игрушек. Наравне со щелкунчиками, символами года, птичками.
— Справедливости ради, я бы вот так четко все равно не разделял, — рассуждает глава фабрики А. Бегун. — В каждый сезон «выстреливает» что-то свое. Более того, топ продаж разнятся в магазинах и на маркетплейсах. Что совершенно точно могу заявить: наши игрушки любят и ценят. Есть те, кто буквально собирает коллекцию, каждый год добавляя что-то новенькое. Мы создаем и задаем тренды. Сегодня наши елочные украшения — не просто про новогоднюю атмосферу, но про сувенир с национальным колоритом. Знаете, какой был самый «вау-эффект»? Слушаю я, значит, поздравительное обращение Президента Республики Беларусь 31 декабря, и тут, на елке за спиной Главы государства, вижу шар нашей фабрики с изображением Дворца Независимости!
Забавный факт
Каждая коробка с игрушками проходит тест-драйв, перед тем как отправиться на полки магазинов и маркетплейсы. Их буквально бросают на пол. Разве что ногами не бьют.
— Иногда бьем, потому что, подозреваю, разгружают их ровно так, — то ли шутит, то ли серьезно заявляет А. Бегун. — Нам интересно, чтобы битого возврата было как можно меньше. Поэтому не экономим на упаковке — брендированная усиливается плотным крафтом, а иногда и дополнительными прослойками внутри коробки. Поэтому вот такой тест-драйв — обязательный этап производства.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
- «Делаем не Санта Клаусов, а Дедов Морозов». Как работает единственная в Беларуси фабрика елочных игрушек
- Такого вы еще не видели! Больше тысячи елочных игрушек из разных эпох и стран представили в Минске
- Считаем вместе: сколько стоит «одеть» елку в белорусское