Когда уходят в детство: каких абитуриентов ждет директор нового педагогического колледжа

Директор нового педагогического колледжа рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», каких абитуриентов ждет и появятся ли в Минске воспитатели-мужчины.

Примечательно, в столице воспитателей и учителей для самых маленьких школяров стали готовить почти сотню лет назад. Первый набор будущих педагогов со средним специальным образованием состоялся в 1921 году, когда был открыт Минский педагогический техникум. Спустя 16 лет создали Минское государственное педагогическое училище имени Н.К. Крупской. В 1983 году его разделили на два самостоятельных учебных заведения: педучилище № 1 готовило специалистов для начальной школы, педучилище № 2 — для дошкольного образования. Затем они были переименованы в колледжи, а в 2004 году фактически завершили свое существование — их реорганизовали, присоединив к высшим учебным заведениям. И вот уже десятилетие столица ощущает кадровый голод: маленькое население прирастает, а наставников для них недостаточно.

Екатерина Петруцкая, выпускница былого педагогического колледжа № 1, вспоминает о родном учреждении с теплыми чувствами. Помимо знаний и практических навыков это заведение давало прекрасное воспитание, сюда поступали лучшие ученики, медалисты. Выпускников былых колледжей-братьев сейчас можно встретить на кафедрах ведущих белорусских вузов, учебных заведений США, Германии…

В 2016-м по решению Мингорисполкома открылся Минский городской педагогический колледж. С 15 июля нынешнего года мотивированная на работу с малышами молодежь может подавать сюда документы.

Екатерина Петруцкая стала его руководителем. Молодому и инициативному директору сил, энтузиазма не занимать, но все равно признается: немного боязно. Удастся ли соответствовать высокому уровню подготовки кадров, которым славились былые педагогические колледжи?

— Екатерина Александровна, чего ожидаете от первой приемной кампании?

— Наверное, о востребованности наших специальностей у молодежи можно будет судить по результатам первого набора. Когда объявили об открытии колледжа, стало поступать множество звонков. Родители и абитуриенты интересуются, каким будет проходной балл. Желающих много, потому предполагаем хороший конкурс. Сейчас стараюсь лично побеседовать с каждым потенциальным абитуриентом. Ведь важно не просто хорошо успевать в учебе, нужно еще быть морально готовым к выбранной профессии. Выясняю, насколько мотивирован будущий воспитатель или учитель. Если при общении у девушки горят глаза, когда она говорит о детях, да еще и школьные отметки у нее 8 и 9, понимаю — наша! Станет хорошим воспитателем или педагогом, но прежде всего — будет личным примером для ребят. А недавно интересовался нюансами приема в колледж и юноша! Говорил, что ему нравится работать с детьми. Для системы дошкольного и начального образования это редкий случай. Среди моих однокурсников было не­много юношей. Они старались ярче проявлять свои таланты, находясь в девичьем коллективе. И было бы замечательно, если бы в учреждения образования пришли преподавать и мужчины.

— Что за последнее десятилетие изменилось в подготовке воспитателей и учителей начальных классов?

— Сейчас в школах и детских садах становится больше детей, которым требуется пристальное педагогическое внимание: гиперактивных, с ограниченными возможностями. Ранее таких особенных ребят или не замечали, или определяли в другие заведения. А теперь они успешно учатся в обычных классах школ, детсадовских группах. С учетом этих потребностей будем строить учебный процесс, выделяя специализации «Коррекционная работа», «Социально-педагогическая деятельность». Полученные знания позволят выпускнику чувствовать себя компетентным во всех непростых ситуациях, с которыми приходится сталкиваться современному педагогу.

— Молодые мамы с пеленок отдают своих чад в центры раннего развития, работающие по модным методикам Монтессори, Зайцева и другим. Чему собираетесь обучать ваших воспитанников?

— Занятия в педагогическом колледже прежде всего основаны на традициях, ребята будут осваивать классические образовательные методики. В том числе, что немаловажно, и белорусских авторов. Их работы подразумевают индивидуализацию ребенка, развивают в детях творческие способности, воображение. Что, к слову, в какой-то момент ушло на второй план: приоритет отдавали развитию логики и мышления. Отечественные ученые учитывают важность творческого развития ребенка на ранних стадиях. Например, будем преподавать методику музыкального развития Л.С. Ходанович, развития речи и коммуникативных навыков Н.С. Старжинской и других.

Но мы также шагаем в ногу со временем. В частности, в период практики предполагается ознакомление наших учащихся с ОТСМ-ТРИЗ — общей теорией сильного мышления. Эта технология пришла из математики, используется в образовании детей и взрослых, развивает мышление, внимание, память, речь. Научим применять логические блоки Дьенеша. Они развивают у малышей аналитические способности, навыки решения логических задач, умение выявлять в объектах разнообразные свойства. Но нужно понимать, все новое педагогу следует применять с осторожностью, чтобы не навредить развитию маленького ума.

В воспитании дошколят никуда не уйдем от наглядности и игры. И нам важно научить воспитателя видеть личность в ребенке. Ведь приоритет дошкольного образования — в разностороннем развитии маленького человека и привлечении к этому родителей.

— В соответствии с перспективным планом строительства учреждений образования, до 2020 года в Минске появятся почти три десятка новых садиков и с десяток школ. План приема в колледж небольшой, едва ли удовлетворите столичный кадровый аппетит…

— Мы только начинаем работу, и для нас важно не количество поступивших, а качество подготовки специалистов. Но в будущем готовы оперативно реагировать на запросы, чтобы каждый воспитатель или учитель мог гарантированно получить первое рабочее место. Пока планируем набрать 50 учителей начальных классов, 25 специалистов дошкольного образования. На заочную форму готовы принять 20 будущих воспитателей. Сюда будут зачислены те, кто уже работает, например, нянечкой в саду, но не имеет среднего специального образования, чтобы расти и развиваться профессионально. Хотелось бы, чтобы абитуриенты во время подачи документов в приемную комиссию предоставляли рекомендацию педколлектива с места учебы. Ведь человек, который вскоре войдет в класс или детскую группу, должен быть образцом морали. На него станут равняться ребята. Но рекомендации — не обязательное требование.

— Все ли готово к началу учебного года?

— Нам досталось здание, которое ранее принадлежало другому учебному заведению. Поэтому необходимая мебель и техника есть. Редакция издательства «Пачатковая школа» помогла с периодической литературой, учебно-методическими изданиями. В перспективе будем активно развивать внебюджетную деятельность. Очень хотим открыть образовательный центр, где станем применять различные формы организации досуга для дошколят, проводить творческие и развивающие занятия.

— Воспитатели и учителя начальных классов сетуют: работа с малышами — невероятный стресс и большая ответственность. Где искать душевные силы?

— Мой путь в педагогике, а это без малого 20 лет, убеждает: если профессия выбрана правильно, постоянно в ней развиваешься, то обязательно найдешь резервы для успешности. Когда усталость, физическая в том числе, одолевает, на какое-то время можно переключиться на другое занятие, отвлечься. Но, подчеркну, если правильно определил свое призвание. Мои педагоги стали примером для меня: никогда не видела их в аудитории уставшими, недовольными профессией и жизнью. Своим энтузиазмом они заряжали и нас. Запомнила их совет: нельзя входить к ребятам в класс или группу без улыбки. А если после тяжелого рабочего дня болит голова, просто вымой волосы: уже другая прическа, а значит — другое настроение!..

Справочно

Вновь созданный педагогический колледж набирает абитуриентов на дневную форму получения образования по специальностям «Начальное образование», «Дошкольное образование». На заочную — «Дошкольное образование».

Самое читаемое