Когда в СССР разрешили аборты, и как снимали «Три толстяка». Этот день в истории: 18 ноября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1870 год. Открыта первая официальная линия голубиной почты
Она связала французские города Тур и осажденный прусскими войсками Париж.
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались еще в глубокой древности. С помощью голубей, например, в Древнем Риме доставляли сообщения о разливе Нила, а в Древней Греции передавали имена победителей на Олимпийских играх. Почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 г. Натан Ротшильд благодаря голубиной почте узнал на двое суток раньше остальных, что дало ему возможность удачно провести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.
Когда во время Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Париж оказался в самой крупной за всю историю XIX века осаде, французы для связи с внешним миром решили использовать голубиную почту. Почтовым ведомством был выпущен специальный декрет, первый пункт которого гласил: «Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении и в пределах, указанных в приказе начальника управления».
Сообщения фотографировались с большим уменьшением, затем пленку сворачивали и помещали в кусок полого гусиного пера, заклеивали воском и привязывали к почтовому голубю. Одна птица могла нести от 15 до 20 таких сообщений. В столице Франции полученные сообщения расшифровывали на специально оборудованном «голубином почтамте».
Сначала «вестники» летели в Тур, но потом, после перебазирования главного штаба французов в Пуатье, направлялись уже туда. Тур находится в 200 км от Парижа, а Пуатье в 300 км.
В борьбе с пернатыми почтальонами немцы пытались использовать ястребов и соколов. Французы нашли «противоядие»: стали привязывать к голубям свистки, которые отпугивали хищников. Завидев голубей, немцы начинали палить по ним из ружей, и нередко птицы долетали до пункта назначения израненными. За время осады Парижа «воздушной» почтой было доставлено свыше миллиона писем. После войны благодарные парижане установили памятник крылатому почтальону.
1917 год. Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Тихон
В разгар революции поместный собор Русской православной церкви после более чем двухсотлетнего перерыва принял решение о восстановлении в России патриаршества. 18 ноября в Москве в храме Христа Спасителя избирали патриарха. В специальный ковчежец были опущены записки с именами кандидатов на патриарший престол, и старец-затворник Зосимовой Пустыни Алексий, трижды перекрестившись, не глядя, достал оттуда записку с именем избранника. Одиннадцатым патриархом Московским и всея Руси стал 52-летний митрополит Тихон (в миру Василий Белавин).
Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил архипастыря. Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, его встречал весь народ, а работы в городе обычно прекращались на все время его пребывания.
Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской православной церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые советские декреты коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь.
После смерти Тихона в 1925 г. новый патриарх был избран только во время Великой Отечественной.
1936 год. В Минске открывается Дом Красной армии (ныне Центральный дом офицеров Вооруженных сил Республики Беларусь)
Дом Красной Армии и Флота им. СНК БССР было решено открыть еще в 1924 г. После освобождения Минска от белопольской оккупации в городе остались две кавалерийские и стрелковая дивизии. Под новое учреждение выделили здание бывшей гостиницы «Париж». Но уже к середине 1933 г. Дому Красной армии здесь стало тесно. 24 февраля 1934 г. состоялась торжественная закладка нового здания, в котором Центральный дом офицеров располагается и сегодня.
В 1936 г. новостройка, возведенная по проекту Иосифа Лангбарда, была сдана, однако по-настоящему завершенным можно было считать только одно крыло. Строительство так называемой театральной части продолжалось еще три года.
Лангбард мог гордиться своим детищем. Для довоенного Минска здание было уникальным. Архитекторы называют его «всефасадным». Кстати, изначально парадный вход планировался не от Александровского сквера, а со стороны Свислочи, откуда дом просматривался во всей красе. Именно с этой стороны к зданию вела шикарная парадная лестница, получившая в довоенном Минске название потемкинской. Всего у дома семь входов.
То, что находилось внутри, поражало не меньше. Театральный зал на 1 000 мест, кинозал на 500, конференц-зал на 400. А еще спорткомплекс с бассейном, манеж для верховой езды, радиоузел, библиотека, уютный ресторан. Всего около сотни залов и комнат общей площадью в три футбольных поля. Около 400 окон и почти 10 тыс. ламп.
Когда началась война, во время одного из первых авианалетов на город бомба попала в ту часть здания, где хранилось театральное имущество. Пострадали все декорации и костюмы.
В левом, неповрежденном крыле здания, немецкие оккупанты устроили «Зольдатенгайм» («Солдатский клуб»), где организовали кинотеатр, казино, лазарет и публичный дом для солдат и офицеров.
Больше в творение Лангбарда не попала ни одна бомба, зацепило лишь осколками разорвавшегося неподалеку снаряда. Но были взрывы изнутри. Например, в 1943-м минские подпольщики подложили в кинозал мощную мину, сработавшую во время сеанса для немецких солдат и офицеров. А в 1944-м взорвалась одна из мин, заложенных уже фашистами: оставляя город, они минировали и уничтожали все значимые объекты. В поврежденном водопроводе не оказалось ни капли воды. Тогда одну из пожарных машин подогнали прямо к берегу Свислочи и набирали воду там. До глубокой ночи пожарные и солдаты-добровольцы сражались с огнем и извлекали из нижнего этажа и подвальных помещений взрывчатку, боеприпасы и авиабомбы. Даже когда прорвавшийся к городу немецкий летчик сбросил фугасные бомбы совсем близко от Дома Красной армии никто не прервал трудной и опасной работы и не ушел в укрытие.
Спасенное, но почерневшее здание было одним из немногих уцелевших в Минске. После освобождения города территорию вокруг Дома Красной армии очистили от мусора и выставили здесь передовые модели трофейной техники — тяжелые самоходные артиллерийские установки «Фердинанд», танки «Тигр» и «Пантера». С 1952 г. перед домом стоит только один танк —легендарный советский Т-34 в честь подвига советских танкистов, первыми ворвавшихся в столицу.
1920 год. В СССР разрешены аборты
Декрет советского правительства «Об искусственном прерывании беременности» стал первым в мировой истории права законом, разрешившим аборты по желанию женщины. В Европе, где церковь сохраняла влияние на общество, они были узаконены на полвека позже.
Желающих прервать беременность оказалось слишком много, и с 1924 г. при подотделах охраны материнства и младенчества стали функционировать специальные «абортные» комиссии, состоявшие из врачей и представителей женотделов, которые занимались распределением койко-мест в больницах. Очередность была следующая: сначала безработные-одиночки, затем работницы-одиночки, потом имеющие одного ребенка, далее многодетные матери, занятые на производстве, за ними многодетные жены рабочих и не попавшие в указанные категории застрахованные женщины. И только потом все прочие советские гражданки. Для многих женщин, не получивших «разрешение на аборт», он стал платным.
Когда же массовые репрессии, депортации, коллективизация привели страну к демографическому кризису, появились первые ограничения (для начала запретили делать аборт при первой беременности), а в 1936-м на декрете 1920 г. и вовсе поставили крест.
Вновь легализовали аборты только в 1955 г. при Хрущеве.
1966 год. На экраны выходит фильм «Три толстяка»
Революционная киносказка по одноименной повести Юрия Олеши сразу понравилась советской детворе — ее посмотрели 23 млн зрителей.
Когда Алексей Баталов, задумавший снять этот фильм, сел вместе со своим сводным братом Михаилом Ольшанским за написание сценария, они и понятия не имели, что за 10 лет до них уже предпринималась попытка экранизировать повесть «Три толстяка», причем самим автором. Однако сценарий Ю. Олеши и Тамары Лисициан студия отклонила, усмотрев в нем какой-то политический подтекст и карикатуру на революцию. Хорошо, что Лисициан не приняла это близко к сердцу и в будущем подарила детворе «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино», поставленные по произведениям Джанни Родари.
Изначально Баталов хотел поставить «Трех толстяков» во МХАТе, но ему предложили сделать экранизацию. Баталов, имевший небогатый кинорежиссерский опыт, взял в напарники классика социалистического реализма Иосифа Шапиро.
Фильм снимали в Крыму, Таллине и Петродворце. Императорские конюшни, построенные в середине XIX века архитектором Николаем Бенуа, превратились во дворец правителей страны.
На роли толстяков были утверждены Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров. Перед актерами, и без того габаритными, поставили задачу максимально прибавить в объемах. Они старательно пичкали себя калорийной пищей и в итоге добились впечатляющих результатов. Тем не менее эффект решили усилить за счет накладок под одеждой.
Циркачку Суок искали по всему Союзу и нашли в одной из вильнюсских школ. 13-летняя Лина Бракните уже имела опыт съемок в кино, была спортивной, гибкой и легко обучаемой акробатическим элементам. Ради киносказки ей пришлось оставить родной Вильнюс, на целый год переселиться в Ленинград и ходить там в местную школу. Девочка все успевала. Не справилась юная актриса только с озвучкой — в фильме Суок говорит голосом Алисы Фрейндлих.
Бракните вспоминала: «Когда снималась в «Трех толстяках», мы все время с одной девочкой искоса друг на друга смотрели, когда встречались на «Ленфильме». Наряды рассматривали, но ни разу не разговорились. Кто-то из мальчишек сказал, что зовут эту девочку Лена Проклова, а играет она в «Снежной королеве».
Все трюки в «Трех толстяках» — жонглирование огненными булавами, бои, верховую езду, диких животных — снимали без каскадеров. Режиссер Алексей Баталов, который оставил за собой и главную роль — гимнаста Тибула — сам ходил по канату на пятиметровой высоте. Ради этого небольшого эпизода Баталов больше года тренировался под руководством своей супруги — циркачки Гитаны Леонтенко. Она же занималась и с Л. Бракните.
В эпизодах ленты снялось множество советских кинозвезд: Рина Зеленая, Валентин Никулин, Павел Луспекаев, Алексей Смирнов…
Смотрите также: