«Когда взорвали устройство, я просто вылетел из огненного шара». Минские каскадеры – о трюках, от которых мурашки по коже

Каскадеры — настоящие супергерои, которые готовы выполнить все, что не под силу актерам. В Беларуси таких людей, которые могут реализовать самые смелые задумки режиссера, наберется не больше сотни. Как одна из минских команд готовится к съемкам и какие трюки считаются самыми сложными, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Классические наклоны и выпады, прыжки вверх и кувырки… Каждая тренировка начинается со стандартной разминки, после которой в ход идут рукопашный бой, драки на саблях и удары по противнику в подвешенном состоянии. Экстрима здесь хватает.

С этим ловко справляются как мускулистые парни, так и хрупкие симпатичные девушки. Заметно, что спортивная подготовка у участников команды мощная.

— Прийти может любой. Для этого необязательно владеть какими-то боевыми искусствами. Это может быть просто способный человек, у которого есть соответствующий талант. Конечно, в приоритете спортсмены, — вводит в курс дела руководитель команды DAREDEVIL stunt team Александр Ситник.

На тренировке, которую удалось посетить, почти все оказались мастерами или кандидатами в мастера спорта: по рукопашному бою, таэквондо, акробатике, дзюдо. Но попробовать себя может каждый, тем более что ограничений по возрасту практически нет — в команду после отбора берут всех, кто старше 18 лет. Но каскадерство, вопреки убеждениям многих, занятие не только для юных. Самому старшему каскадеру студии 43 года.

— Мы же заменяем актеров, а они, понятное дело, могут быть разных возрастов. Надо было играть и 50-, и 60-летних. Однажды дублировали 65-летнего советского и российского актера театра и кино Сергея Сосновского, — объясняет Александр.

«Есть люди, которые понимают, что сейчас прыгнут и сломают себе что-нибудь, и все равно это делают»

Сам Александр — кандидат в мастера спорта по таэквондо. Сейчас он занимается еще и бразильским джиуджитсу. Приемы из него часто можно увидеть в кино.

Александр на съемках ролика для МТС

— Занимаюсь каскадерством больше 10 лет, начинал у Сергея Васильевича Каторженко, постановщика трюков и человека, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Всему, что я сейчас умею, научил меня он. Помогли и мои спортивные достижения, — рассказывает руководитель команды.

Именно он режиссирует сцены драк и взрывов, продумывает каждую деталь — работа кропотливая и требующая внимания. После записи превиза (визуализации сцены до съемок) материал отправляют режиссеру, который и выносит окончательный вердикт.

Каскадер дублирует российского актера Михаила Башкатова

Но подготовительный этап намного сложнее, ведь нужно распределить задачи и хорошо отрепетировать. Некоторые люди приходят на занятия и думают: «вау, как круто», а спустя время понимают, насколько это тяжело. Некоторые сами оценивают, что не потянут, других убирает руководитель.

— Один парень ходил регулярно, занимался. Но, когда ему нужно было страховать напарника и стоять с огнетушителем наготове, он успевал лазить в телефоне. За обстановкой он, конечно, не следил. Такие люди команде не нужны, поэтому мы с ним попрощались, — рассказывает А. Ситник.

Александр вспомнил и случай, когда одна девушка на тренировке в постановочном бою просто расплакалась. Не от боли, а просто от эмоций. Но это редкость. В большинстве своем разницы между женщинами и мужчинами при выполнении трюков нет.

Как руководитель Александр присматривается к ребятам и дает те задачи, которые им больше всего подходят:

— Хорошо, когда в команде есть люди, которые специализируются на определенном направлении. Например, один хорошо дерется, а другой умеет группироваться и чувствует высоту.

На каскадерском семинаре бывало и такое, что человек отказывался выполнять трюк. После этого, на удивление, его взяли.

— Для каскадера очень важно уметь оценивать свои возможности. Он понял, что не сможет этого выполнить, и честно сказал. А есть люди, которые осознают, что сейчас прыгнут и сломают себе что-нибудь, и все равно это делают. Многие не хотят показаться трусами, но это неправильно, — говорит постановщик трюков.

 

«Когда пиротехник взорвал устройство, я еще стоял у авто, поэтому просто вылетел из огненного шара»

Тренировки каскадеров проходят три раза в неделю: в них чередуются борьба, боевые искусства и акробатика. В программу периодически добавляются выбивание окон, работа в роли спецназа и другие элементы.

— Самые сложные — трюки, выполнение которых зависит не только от тебя самого. Человек, который страхует, может ошибиться, — подчеркивает А. Ситник. У меня в 2013 году была такая ситуация: я выпрыгивал на подкидной доске, а пиротехник должен был сделать взрыв, чтобы джип рядом со мной разлетелся на части (мы его предварительно распилили). Я ему сказал: замкнешь, когда мои ноги будут выше крыши машины. Я не мог подумать, что он сглупит. А он человек военный: слышит взрыв — и взрывает сам, а это была команда для меня. Когда пиротехник взорвал устройство, я еще стоял у авто, поэтому просто вылетел из огненного шара. В итоге переломанная ключица. Зато кадр получился — просто супермен.

Трюки с горением, по словам собеседника, не так сложны, как кажутся, и могут быть выполнены любым каскадером. Для этого человек надевает маску, дышит через трубку, которая по всему телу проводится к ноге. Эту ногу никто не покрывает горящей жидкостью. Страхующие должны знать, что тушить ее нельзя, чтобы углекислый газ не попал в легкие.

При падении с высоты тоже есть свои нюансы. Например, специалисты чаще стараются использовать коробки вместо воздушной подушки, которую нужно постоянно передвигать.

«Постановщиком хотели звать человека, который ставил трюки на «Игре престолов». Потом взяли нас»

В сентябре каскадеры отработали на двух российских фильмах — «Топор-2» и «Бывших не бывает». В первой картине (главную роль здесь играл российский актер Андрей Смоляков) операторам по просьбе каскадеров даже удалось снять сцену финальной драки одним дублем — этому аплодировала вся площадка.

Около полутора лет подряд команду нанимает продакшен, который снимает для мобильного оператора МТС. Не так давно ребят взяли в ролик для World of Tanks, где были кадры со взрывами.

— До этого в апреле компания утвердила каскадеров для съемок в ролике со сценами баталий. На него постановщиком хотели звать человека, который ставил трюки на «Игре престолов». Потом взяли нас, но съемки отменили из-за коронавируса, — рассказывает Александр.

Собеседник отмечает, что сейчас в Беларуси есть несколько клубов каскадеров, а вот полноценной ассоциации пока нет. В планах у Александра и команды — создать профильную организацию в Беларуси, чтобы работать и над нашими проектами:

— В белорусских фильмах нет экшена, но я думаю, все впереди. Например, компании One Little и MediaCube — перспективные белорусские ребята, которые могли бы создать что-то в этом духе. Кстати, мы участвовали в съемках остросюжетного триллера «Запретная зона» это картина белорусского продакшена, хотя и с российскими актерами.

«За один проект выходит средняя белорусская зарплата»

Каскадерство не единственный способ заработка для участников команды. Все-таки съемки — дело сезонное. Обстоятельства вроде коронавируса и кризиса такому делу не способствуют.

— За один проект выходит средняя белорусская зарплата. Когда разделишь это на всех ребят, получается не так много. Но иногда каскадер вполне может заменить актера — тогда он получает и актерский, и каскадерский гонорары, — делится цифрами руководитель.

Человек, который дублирует актера, должен не только быть похожим на него по фигуре, но и в точности повторять манеру, движения. В такой работе хорошо помогает актерское мастерство. Каскадер должен понимать и то, как вести себя на съемочной площадке и свободно работать перед камерами.

Это без проблем удается Александру Козловскому, который параллельно с экстремальной работой играет в театре «На Немиге».

— Совмещать совсем не сложно. В театре физическая подготовка тоже помогает, например, реакция на удары. А в каскадерстве ценятся актерские способности, — рассказывает каскадер с 3-летним стажем. — Я всегда занимался спортом: единоборства, гири, ходил в тренажерный зал. Узнал о команде банально — увидел объявление о наборе во «ВКонтакте».

Еще один участник, Александр Жуков, приехал в Минск из Смоленска. Сейчас он преподает детям акробатику и батутный спорт. Желание переехать из родного города у молодого человека было давно, а увлечение только поспособствовало этому:

— В Смоленске я окончил театральную школу, после работал тренером по акробатике, батутному спорту и занимался постановкой трюков в танцевальном коллективе (мы смешивали эстрадные танцы с паркуром). Потом начал интересоваться киноиндустрией: снимал клипы, писал сценарии. В это же время узнал о существовании белорусских каскадеров, связался с Александром, прислал ему свои работы, он пригласил меня в команду. Здесь я уже два года.

Дебют на съемочной площадке со взрывом, как рассказывает Александр, оказался удачным:

— Первый опыт был волнительным. Одно дело репетиции, и совсем другое — когда под тобой реально взрывается заряд. После взрыва я упал, лежу, жду команду «стоп» от режиссера, а после нее еще секунд 30 не шевелюсь. Подбегают ребята, начинают хвалить, говорить, что хорошо вышло. Тогда выдохнул. Ведь здесь ты понимаешь: если что-то не сделаешь, значит, подведешь команду.

Фото и видео Павла Русака и из архива команды

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ