Кого и как готовят в столичных ПТУ и ссузах

В Минске продолжается вступительная кампания в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях. О современных реалиях профтехобразования корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с первым заместителем председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марией Киндиренко

– Что собой представляет сегодня система профессионально-технического и среднего специального образования Минска?

– Прежде всего отмечу, что она весьма плотно встроена в экономику города. Особенно в таких отраслях, как строительство, машиностроение, сфера обслуживания. Всего эта система включает в себя 22 учреждения – 11 профессионально-технических колледжей, 9 профессиональных лицеев, 2 учреждения среднего специального образования. И, конечно, не могу не заметить, что это уже не те ПТУ, которые были в 1980-1990-е годы. Многое изменилось. Город создал развитые учебно-производственные комплексы, оснащенные современным оборудованием и средствами обучения для проведения как теоретических, так и практических занятий. Наши ПТУ и ссузы открыты для сотрудничества в сфере образования на мировом уровне, для выгодных инвестиций, выпускники подготовлены к работе с новейшими материалами и технологиями.

– Рабочие каких специальностей особенно востребованы на столичном рынке труда?

– Это можно легко проследить по объявлениям в газетах, в рекламных изданиях. Все ищут каменщиков, монтажников, столяров, арматурщиков, водителей. Город и прилегающие территории интенсивно застраиваются, развивается социальная инфраструктура. И везде нужны умелые рабочие руки.

– Открываются ли новые специальности в профессиональных колледжах и лицеях в этом году?

– С 2014/2015 учебного года будет расширен спектр квалификаций на уровне ПТО. К примеру, профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения начнет обучение по квалификациям «мастер по педикюру», «косметик»; профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства будет готовить квалифицированных плотников-бетонщиков, дорожных рабочих, профессиональный лицей № 14 – машинистов экскаватора. Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж (бывший лицей № 8 перерабатывающей промышленности) открывает подготовку рабочих на уровне среднего специального образования по специальности «Мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)».

В ответ на запросы города с сентября нынешнего года на базе Минского государственного колледжа сферы обслуживания начинается подготовка учащихся на уровне среднего специального образования по специальности «Дошкольное образование» с присвоением квалификации «воспитатель дошкольного образования».

IMG_7322 - копия

– Прием документов в учреждения профессионально-технического образования ведется уже более месяца. Предварительные итоги радуют?

– К середине июля 2.109 человек подали документы для поступления на учебу. Это 43,7 % от контрольного числа приема. По предварительным итогам, наиболее популярными профессиями стали оператор ЭВМ, секретарь, проводник пассажирского вагона и кассир билетный, помощник машиниста тепловоза и электровоза, повар, изготовитель мясных полуфабрикатов, машинист холодильных установок, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «С», агент страховой, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник. Востребованной оказалась и вновь открытая в профессиональном лицее № 14 профессия «машинист экскаватора, тракторист, водитель автомобиля категории «С».

– Какие аргументы могли бы привести в пользу профессионально-технического образования?

– Во-первых, большинство учреждений осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.

DSC_0160 - копия

Во-вторых, выпускники, получившие диплом об окончании учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, в отличие от выпускников школ с аттестатом об общем среднем образовании, имеют еще и профессию. И если по каким-либо причинам они не смогут продолжить обучение в вузе, то застрахованы от безработицы, так как могут пойти трудиться по полученной профессии и материально обеспечивать себя.

DSC_0029 - копия

В-третьих, выпускникам, обучавшимся на дневной форме за счет средств бюджета, в соответствии с законодательством гарантируется предоставление первого рабочего места по распределению или путем трудоустройства в счет брони.

Далее. Для молодежи может оказаться привлекательной возможность непрерывного обучения. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут затем получить среднее специальное по родственной специальности в сокращенные сроки. Переход на более высокий уровень образования (от профессионально-технического к среднему специальному) дает возможность впоследствии поступить в высшее учебное заведение сразу на 3-й курс. Иными словами, наши профессиональные лицеи и колледжи – удобный и рациональный во всех отношениях мостик для перехода из школы в вуз.

Наконец, учащимся, успешно занимающимся на дневной форме со сроком обучения менее года, а также учащимся и курсантам, получающим среднее специальное образование, назначаются стипендии.

Многие известные люди, добившиеся общественного признания, карьерных высот, высокого социального статуса начинали самостоятельный жизненный путь именно с получения профессионального образования.

– Какие специальности могут освоить люди, имеющие проблемы со здоровьем: инвалиды по зрению, по слуху, инвалиды-колясочники?

– Профессиональное образование становится все более доступным для молодых людей с особенностями психофизического развития. К началу нового учебного года после реконструкции откроется учебный корпус на ул. Кнорина, 14, принадлежащий колледжу электроники. Это учреждение уже имеет опыт трудовой реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. Теперь, после реконструкции учебного здания, у колледжа появится возможность обучать людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, инвалидов-колясочников. Например, ребята с нарушением слуха смогут получить профессии токаря, оператора электронно-вычислительных машин, оператора компьютерной графики, слесаря-сборщика бытовой техники.

Кроме того, в профессиональном лицее № 5 дети с особенностями психофизического развития могут освоить специальности маляра и штукатура. В профессиональном лице № 2 легкой промышленности выучат на швею или сборщика обуви. В профессиональном лицее № 12 строительства ребята с нарушением слуха смогут стать штукатуром и маляром строительным.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ