Кого могут привлечь к общественным работам, и является ли строгим новый КоАП

Новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) пока не подписан Президентом, но уже принят во втором чтении депутатами. Можно ли считать этот документ более строгим по сравнению с предыдущей редакцией? На какие общественные работы будут отправлять провинившихся? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал член Совета Республики, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц.

— Виктор Иванович, несмотря на общемировую тенденцию смягчения различного рода ответственности новый КоАП значительно увеличивает объем деяний, которые законодатель предлагает отнести к административно наказуемым. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Нет, не согласен. Главная особенность проекта КоАП — предупредительный характер его норм. Одно из наиболее существенных нововведений — профилактические меры воздействия на правонарушителя, такие как устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Профилактические меры воздействия предполагается применять в рамках института освобождения от административной ответственности. Главная особенность — отсутствие правовых последствий привлечения в последующем к уголовной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.

Проект КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории:

— административные проступки. К ним предлагается отнести правонарушения, за которые может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для ИП, 50 базовых величин для юрлица;

— значительные административные правонарушения — те, за которые может быть наложен более высокий штраф либо взыскание в виде конфискации, депортации;

— грубые административные правонарушения, повторное совершение которых влечет за собой уголовную ответственность, а также за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, лишению права заниматься определенной деятельностью.

С названными категориями административных правонарушений предлагается связать институт освобождения от административной ответственности. Например, при совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штрафа) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.

Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания.

Таким образом, если сегодня предупреждение может применяться по 236 составам из 896 (в 26 % случаях), то по проекту предупреждение можно будет применить по 680 составам из 750 (в 90 % случаях).

При этом за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями, массовыми беспорядками и т. п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста. Например, за вождение транспортного средства в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле) предлагается вдвое увеличить штраф и с 3 до 5 лет увеличить срок лишения водительских прав.

С учетом общественно-политической обстановки, новых вызовов и угроз проект дополнен рядом положений об усилении ответственности за отдельные грубые нарушения общественного порядка.

Так, увеличивается штраф за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 24.23). С 15 до 30 суток увеличивается предельный срок ареста при повторности таких правонарушений (ч. 1 ст. 6.6, ч. 3 и 4 ст. 24.23).

Увеличивается штраф за неповиновение законному требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий (ст. 24.3).

Вырастет штраф за оскорбление в публичном выступлении, в средствах массовой информации, в Интернете. При этом также расширяется объектный состав правонарушения путем установления ответственности юридического лица (ч. 2 ст. 10.2, ч. 2 ст. 24.4).

Усиливается ответственность водителей за умышленное блокирование транспортных коммуникаций. Увеличивается штраф, а если такое правонарушение совершено в месте проведения массового мероприятия, водитель может лишиться водительских прав (ст. 18.1).

Усиливается также ответственность водителей за нарушение правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия. Такое деяние выводится в самостоятельный состав с увеличенным размером штрафа и возможностью лишения водительских прав.

Ужесточается ответственность водителя за невыполнение неоднократных требований об остановке транспортного средства, повлекшее за собой преследование водителя сотрудниками органов внутренних дел. Увеличивается штраф, лишение водительских прав становится обязательным, в санкцию вводится административный арест (ч. 3 ст. 18.17).

Расширяется сфера действия ст. 19.4 КоАП, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. Под эту статью будет подпадать также вовлечение несовершеннолетнего в участие в массовом мероприятии, проводимом с нарушением установленного порядка.

Увеличивается штраф за незаконное распространение персональных данных физических лиц. Соответствующая норма об ответственности выводится в самостоятельный состав (ч. 3 ст. 23.7).

Вводится новая норма об ответственности за использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно и их изготовление с целью распространения (ст. 24.26).

Увеличивается штраф за незаконные действия по отношению к государственным символам Республики Беларусь (ст. 24.54).

В результате предлагаемого правового регулирования создается эффективная правовая база для повышения авторитета власти, отдающей приоритет профилактическим мерам вместо наказания за незначительные и неосторожные проступки, сохранения жестких мер реагирования за грубые и систематические правонарушения, обеспечения того уровня правопорядка, безопасности и справедливости, которого ждут от государства люди.

Таким образом, ответственность предлагается ужесточить за наиболее грубые нарушения, что соответствует тенденциям мирового развития.

— Вводится новый для Беларуси вид наказания — общественные работы (от 8 до 60 часов). При этом они могут назначаться только при условии согласия человека на их применение. А если виновный откажется, какая альтернатива наказанию? Какого рода общественные работы предполагается вводить?

— Проектом предусмотрено появление нового административного взыскания — общественных работ. Его введение обусловлено необходимостью наличия в КоАП неимущественного взыскания, альтернативного аресту. Отсутствие такого взыскания жестко ограничивает выбор правоприменителя. Он должен назначать либо исключительно денежно-имущественное  взыскание (штраф, конфискация), либо жесткую, граничащую по строгости с уголовным наказанием, меру в виде ареста.

Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ в срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти в каждом конкретном случае.

Такое взыскание, например, может быть применено к лицам, которые нигде не работают либо не могут оплатить штраф. Например, каждый день в течение недели по несколько часов могут убирать улицу, обустраивать парки (скверы) и т. п.

Общественные работы не могут быть наложены на лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста; лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от 14 до 18 лет; беременных женщин и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидов I и II группы; иностранных граждан и не проживающих постоянно в Беларуси лиц без гражданства; лиц, имеющих заболевания, препятствующие выполнению общественных работ, перечень которых определяется Советом Министров; лиц, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов и подразделений по ЧС. 

Если виновный выскажется отрицательно по поводу общественных работ, ему будет назначено другое взыскание, альтернативное. Например, ст. 10.2 (9.3) «Оскорбление» влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, или общественные работы, или административный арест. 

Вопрос о жесткости административного взыскания (наказания в уголовном праве) — центральный вопрос, который до сих пор не нашел разрешения не только на практике, но и в науке, несмотря на его законодательное закрепление. У юристов отсутствует единое мнение о целях взыскания, признании в качестве целей его кары, восстановления социальной справедливости и превенции, что затрудняет на практике реализацию административно- и уголовно-правовой политики.

Лишь одно можно сказать с уверенностью, что реализация целей административного взыскания достигается комплексом мер, включающих в себя и степень жесткости, и его неотвратимость, все это вместе направляется на получение социально полезного результата. Насколько важны для государства те общественные отношения, которые оно защищает в настоящий момент.

Практика — это самый объективный арбитр. Поживем — увидим.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ