1200 90

Колодцы и трамвайные пути: как в прошлом веке благодаря субботникам Минск решал насущные проблемы

Знаменитая, известная многим чистота нашего города начиналась отнюдь не с уборки мусора. В Минске, сколько себя помню, всегда были дворники, ответственные люди в системе власти, и ситуация оставалась более-менее достойной.

Что касается решений Мингорсовета о весенней, осенней и зимней уборках города в 20-е годы прошлого века, то на нынешние они были похожи только заголовками, в содержании же шла речь о выгребных ямах, отхожих местах, свалках в центре. А еще жители послереволюционного, обескровленного мировой войной, охваченного многочисленными эпидемиями Минска прежде всего нуждались в чистой воде.

Дам жене воды, напою коня…

Многие пользовались водой из Свислочи, куда сливали отработанные воды кожевенный, дрожжевой, пивоваренный и прочие заводы. На улицах, примыкающих к реке, имелись специальные сточные канавы, куда горожане выплескивали помои. А если учесть наводнения и смытые ими в реку уборные…

Сегодня Минск, как мало какой другой город в мире, обеспечен высококачественной питьевой водой. Этому предшествовала докладная записка санитарного врача Мовниной (имя-отчество отсутствуют), написанная в 1927 году. В документе шла речь о том, что 16 дворов на улице МОПРовской пользуются речной водой из Свислочи, в которую сливают отработанные жидкости предприятия «Варшавянка», «Пролетарий» и дрожжевой завод. Что на 62 двора Старо-Слободской улицы есть только один частный колодец у гражданки Сапицкой, «которая не всем дает воду и взимает за нее большую плату». Санитарный врач требовала вырыть колодцы возле дома № 104 на МОПРовской улице, в Михайловском переулке и во дворах домов № 52 и № 24 на улице Старо-Слободской. По этим конкретным адресам меры были приняты. Но тема нашла продолжение в документах о строительстве колонок и «бруклинских» колодцев.

sss0076 e1554809838718И на субботники вышли землекопы. Они рыли траншеи, прокладывали трубы, под руководством мастеров копали новые общественные колодцы, обрамляя их бетоном или деревянным срубом. Срочно было принято решение о геологических изыскательских работах и бурении артезианских скважин, о приобретении во Франции трех насосов глубокой откачки. Без волокиты в считанные дни Совет Народных Комиссаров Белоруссии вынес резолюции, а Москва дала согласие на расходы и работы срочной телеграммой (!). За один 1927 год были пробурены три артезианские скважины, проводились химические анализы воды «через Пастеровский институт» и ежедневные анализы санитарно-гигиеническим институтом.

sss0093 e1554809876456В 1927 году Минск потреблял 320–330 тыс. ведер воды в сутки. Но в решениях Мингорсовета дается прогноз: в 1950-м объем достигнет 2,5 млн ведер. Во имя этого будущего было поручено к 1930 году выявить новые источники воды и разработать техническую документацию.

sss0119 e1554809897769Но это были планы на перспективу. А для начала власти приняли решение о том, что владельцы частных колодцев не должны препятствовать отпуску воды всем желающим. Для содержания источников в чистоте и исправности предписывалось ежемесячно брать по 8 копеек с каждого члена семьи, пользующегося колодцем. По 20 копеек платили за коня и корову, по 5 — за козу или свинью.

Вместо лошадиных «выхлопов» — трамвайный звон

Кстати, о конях. Согласно статистике, в Минске в 1908 году насчитывалось 670 извозчиков легких экипажей и 870 ломовых. Прибавьте к этому собственные выезды, лошадей конок и коней приезжающих в город крестьян. Мы теперь жалуемся на автомобильные выхлопы, а тогдашним минчанам приходилось терпеть несколько иные. Представляете, сколько навоза доводилось убирать с мостовых ежедневно, а тем более после зимы?

Потому известие о строительстве трамвайных путей минчане приняли с большим энтузиазмом. О них мечтали еще с царских времен, но тогда затея не удалась.

К осуществлению задумки приступили в конце 20-х годов прошлого столетия всем миром. Работы начались в августе 1928-го. Досрочно завершилось строительство узкоколейки до Комаровского леса, чтобы подвозить топливо к электростанции.

А потом началась укладка трамвайных рельсов.

Субботники с этой целью были частыми и массовыми. Потому в день пуска трамвая — 13 октября 1929 года — горожане не только заполнили Привокзальную площадь, где состоялся митинг, но и запрудили тротуары улиц, по которым пролегали трамвайные пути, уложенные при их бескорыстной помощи.

sss0053 e1554810095611От тайги до британских морей…

О советских субботниках, а также длине бревна, которое вместе с Лениным якобы несли еще несколько сотен человек, сложено немало анекдотов. Такие мероприятия часто попадались на язык зарубежным пропагандистам. Однако совсем недавно появилась новость о проведении в городах Западной Европы так называемых «общественных дней», когда жители в свободное время выходят на улицы и во дворы, чтобы убрать накопившийся за зиму мусор. В телесюжетах участники этих акций восторгаются идеей и гордятся собственным вкладом в такое благородное дело. Мы не будем шутить над их энтузиазмом, не станем предъявлять свой патент на изобретение такой формы уборки. Просто пожелаем всем удачи и порадуемся, что традиция наших прадедов живет и процветает.

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Безопасные перевозки и повышение качества услуг. Узнали, как теперь обстоят дела в сфере такси

Белорусский рынок такси с 1 ноября начал жить по новым правилам. После запрета работать в сфере перевозок тем, кто не включен в специальный реестр, количество машин на улицах уменьшилось, а поездки подорожали. Вернутся ли цены на прежний уровень, в чем польза реестра — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1 19

Такое нововведение повлекло за собой ряд затрат, поэтому часть водителей прекратили осуществлять перевозку пассажиров, а некоторые продолжили работать нелегально. Это не касается учредителя таксопарка Вадима Гарменовича — он изменения воспринял положительно, считает, что благодаря реестру в сфере будет порядок.

— Сфера такси за последние два года была настолько очернена, что 90 % рынка работало нелегально. Некоторые (так называемые предприниматели) поняли, что здесь можно регистрировать юридическое лицо на того, кто находится за границей. Соответственно, — не платить налоги, потому что с наемных лиц взять особо нечего, — рассказал В. Гарменович.

Раньше стать таксистом не составляло труда, можно было заниматься перевозками по вечерам или ночам в качестве подработки. Теперь же, чтобы попасть в реестр, необходимо подать документы, которые уже должны были быть для работы, пройти курсы повышения квалификации, повесить видеорегистратор, и т.д. Что касается затрат, таксопарк помогает всем, включая водителей, которые работают на своем автомобиле.

Как отметил заместитель начальника транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Дмитрий Куликовский, Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении по сути является программой, в которую включаются сведения об автомобильных перевозчиках, их транспортных средствах, водителях, а также диспетчерах.

Цель — безопасные перевозки, создание условий для добросовестной конкуренции, а также повышение качества услуг. Кроме того, он поможет сократить количество нарушений.

Говоря про «Яндекс такси» стоит упомянуть, что компания является монополистом на белорусском рынке. В ее отношении введено ценовое регулирование. Однако хитрые водители и пассажиры придумали необычную схему — ездить на доставке. Работа по этому вопросу ведется. Реестр только появился, и нужно время, чтобы учесть все моменты.

Подробности — в видео.

Вечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабряВечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабря
В Заводском стартовал традиционный конкурс «Радуга профессий»

В Заводском стартовал 29 ноября традиционный конкурс среди рабочей молодежи предприятий и организаций «Радуга профессий», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 29 20 39 35 111

Его участниками в этому году стали команды Минского автомобильного завода, Минского завода колесных тягачей, предприятий «Минскинтеркапс», «Ремавтодор», ЖКХ — «Зеленстрой» Заводского и управления по образованию районной администрации.

По условиям конкурса, в составе каждого трудового коллектива может быть от 10 до 15 представителей в возрасте до 31 года.

На представлении команд одной из тем станет Год качества «Качество — Единство —Будущее». Компетентное жюри будет оценивать по пятибальной системе сценический образ, зрелищность, оригинальность представления, массовость, а также музыкальное сопровождение и юмор.

izobrazhenie viber 2024 11 29 20 39 34 866

izobrazhenie viber 2024 11 29 20 39 34 301

Кулинарный конкурс «Стравы Беларусi» говорит сам за себя. В «Битве интеллектов» команды в течение одной минуты будут отвечать на вопросы из разных сфер: науки, логики, технологии и других.

В программе также пройдет диалоговая площадка, спикерами которой станут заместитель председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Дмитрий Шевцов и заместитель главы администрации Заводского района Елена Зеленко.izobrazhenie viber 2024 11 29 20 39 36 467

izobrazhenie viber 2024 11 29 20 39 35 394

На торжественном открытии «Фестиваля профессий» глава администрации Заводского района Владимир Шибеко отметил:

— Этот конкурс важен для нашего района, потому что каждый из вас, находясь на своем рабочем месте, провел свой будний день весьма плодотворно. Но в то же время нашел силы, чтобы провести его увлекательно, весело, талантливо и задорно в предстоящие выходные дни. Уверен, что это время будет наполнено впечатлениями, новыми знакомствами и общениями. А главное, что каждый из вас умен, находчив и талантлив по-своему, а вместе мы, Заводской район, — сила!

Конкурс проводится в санатории «Зеленый бор» Минской области в течение двух дней, а его итоги и чествование победителей и призеров состоятся 1 декабря. Триумфатором прошлогодней «Радуги профессий» стала дружная команда управления образования администрации Заводского района.

Фото администрации Заводского района