Речные круизы в Беларуси «отдают швартовы» с 12 апреля. Кто приедет к нам и в какие страны планируют отправиться в водный вояж белорусы, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в пресс-службе Республиканского союза туристической индустрии.

Основная публика белорусских круизов — гости из Российской Федерации. И уже с середины марта на многие рейсы по рекам Полесья раскуплены билеты: загрузка популярного теплохода на середину месяца составляет около 83 %. Свободные места до июля почти полностью раскуплены. А вот белорусы, наоборот, выбирают русские маршруты: их навигация стартует чуть позже — с 24 апреля.
— Интерес к речным путешествиям у белорусов за год вырос в три раза, — уточнили в пресс-службе РСТИ. — Если в 2023 году в круизах по российским рекам участвовали около 300 белорусов, то в 2024-м — порядка тысячи. Такой рост объясняется активной работой с белорусскими агентствами (сейчас их уже порядка 40) и открытием офиса круизного центра в Минске, который уже полтора года привлекает новых туристов.
Лидер направлений — Карелия. Почти 70 % белорусских путешественников выбирают 5–6-дневные круизы по Валааму, Кижам и Мандрогам с отправлением из Санкт-Петербурга. Второе место держат маршруты по Золотому кольцу с посещением Ярославля, Костромы, Кинешмы. Бронзовая медаль достается 10-дневному круизу в Казань из Москвы.
Набирают популярность зарубежные круизы из Сочи в Турцию с заходом в порты Турции и Египта, а также маршруты по Персидскому заливу.

Новинки сезона
В 2025 году страна-соседка предлагает маршрут река — море, охватывающий Соловецкие острова и Архангельск. На бортах некоторых теплоходов теперь есть скоростные лодки «Зодиаки», которые позволяют высаживать туристов в местах без причалов, открывая доступ к уникальным локациям. Благодаря этому открылось пять новых стоянок, среди которых — историческая реконструкция Древней Руси «Богатырская слобода» в Самарской Луке, археологические раскопки в Сингелее и паломнические туры к Макарьевскому монастырю, которые раньше были доступны только на автобусе.
— Теперь круизные туристы могут посетить музей гидроэнергетики в Угличе или действующий сырзавод, — перечислили в пресс-службе РСТИ. — Узнать про радиоастрономическую обсерваторию в Тверской области и прогуляться по городу инноваций под Казанью. Еще одна новинка — полярные экскурсии по Дальнему Востоку.
Как подчеркнула заместитель коммерческого директора по маркетингу крупной Санкт-Петербургской круизной компании, это морские круизы с отправлением из Южно-Сахалинска, Владивостока и других городов на Курилы и Чукотку.
Расширился и список зарубежных вояжей: в этом сезоне белорусы смогут спуститься по Нилу в Египте, по Янцзы в Китае, отправиться в круизы по Японии из Шанхая с посещением трех японских портов — Киото, Токио и Осаки, распланировать поездку в Китайскую Венецию Сучжоу и новые маршруты в Индонезию. Особенность этих круизов — русскоговорящее сопровождение экскурсий в каждом пункте остановки. Включена дополнительная программа в городах прилета и отлета, что делает путешествие комфортным и познавательным. Белорусские туристы уже начали бронировать круизы по Нилу.

Что почем?
Растет не только список предложений — растут и цены: в среднем на 10–15 % в этом сезоне, по прогнозам специалистов. А стоимость эксклюзивных и протяженных маршрутов может вырастать и до 20 %. Это связано с ростом издержек на содержание судов, питание и работу экипажа.
В целом средний круизный чек по российским рекам на одного составит около 330 белорусских рублей в день. Если более предметно, то Карелия (Санкт-Петербург — Валаам — Кижи — Санкт-Петербург) и Золотое кольцо России (Москва — Ярославль — Кострома — Москва) со средней продолжительностью в 5–6 дней обойдутся в районе 2 тысяч белорусских рублей. Стоимость 10-дневного круиза по Казани начинается от 3 630 белорусских рублей.
Фото пресс-службы Республиканского союза туристической индустрии.