Комплектующие для российских электромобилей «Атом» будут производить в Беларуси
Электромобили, искусственный интеллект для сельхозтехники и опыляющие кукурузу агродроны — перечень умных новинок становится шире день ото дня. Тенденциями развития сферы высоких технологий интересовался корреспондент агентства «Минск-Новости».
На зарядку становись
В сфере развития электротранспорта, отмечают специалисты, Беларусь следует общемировым трендам. Число электромобилей на дорогах страны за последние годы увеличилось кратно. Не в последнюю очередь содействуют этому предусмотренные законодательством стимулирующие меры и растущая сеть зарядных станций — нынче их в стране около 700. По этому показателю Беларусь занимает лидирующие позиции на пространстве СНГ.
Учитывая наличие в Беларуси собственной АЭС и серьезных конструкторских бюро, развитие электротранспорта и необходимой инфраструктуры будет продолжаться. Вот и российская госкорпорация «Росатом» заинтересовалась возможностями Беларуси в этой сфере. Так, комплектующие для электромобилей «Атом», массовую сборку которых россияне планируют наладить в 2025 г., собираются изготавливать в Беларуси. Ежегодный объем производства машин ожидается в пределах 200 тыс. единиц.
Как отметил в рамках недавнего форума Energy Expo первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Сергей Чижик, в связи с увеличением потребления электроэнергии больше задач становится и перед учеными:
— Если взять аккумуляторы для электромобилей — они недешевые, основаны на литии, который вряд ли будет дешеветь. В Академии наук достаточно долго работают над поиском альтернативы. Равного литию пока нет, но мы начинаем использовать натрий-ионные батареи из более дешевого материала. Они уже доведены до опытного образца и проходят испытания. Работа эта будет продолжена.
Актуальной темой остается утилизация литий-ионных батарей — важно минимизировать потенциальный вред для окружающей среды.
— Вначале они активно используются в передвижных средствах, таких как электромобиль, — рассказал С. Чижик. — Потом они истощаются, и их можно использовать в стационарных системах, чтобы накапливать энергию для бытовых нужд — коттеджей, небольших предприятий. После этого наступает период, когда они уже непригодны ни для каких целей, и здесь должна быть разумная утилизация. Одно из решений — технологии гидрометаллургии, когда удается переработать составные части литий-ионных батарей до уровня солей редких металлов — кобальта, лития, никеля и так далее. Их последующее использование возможно в металлургии.
На встречах белорусских ученых с представителями госкорпорации «Росатом», дополняет С. Чижик, часто звучит тема аддитивных технологий, или 3D-печати:
— Аддитивные технологии, которые мы обсуждаем с «Росатомом», — это печать иногда очень сложных вещей и деталей. Мы уже привыкли к полимерным принтерам, но на повестке печать металлом и керамикой. Сотрудничаем с «Росатомом» не только по аккумуляторам, но и по аддитивным технологиям — это перспективы, экономия, энергосбережение.
Сложилось исторически
Беларусь и Россия развивают сотрудничество в сфере высоких технологий и ведут совместную деятельность по внедрению результатов разработок в промышленное производство. Реализуются совместные проекты и в рамках Союзного государства: есть программы в космической, биологической, сельскохозяйственной сферах, машиностроении. Сложившиеся исторически тесные кооперационные связи между странами, отмечают аналитики, позволяют совместно использовать достижения друг друга, взаимно обеспечивая рост производства и экспорта. Показательный факт: белорусские и российские IT-специалисты за последние два года увеличили общий объем рынка соответствующих услуг в 3,5 раза.
Как отмечает С. Чижик, в НАН практически еженедельно проходят двусторонние встречи с разными делегациями из России:
— В России готовы к внедрению целого ряда наших технологий. В целом активизация отношений налицо. Примеров взаимодействия очень много, сейчас мы работаем именно в региональном направлении.
А в конце ноября Россия и Беларусь сформировали рабочую группу по импортозамещению цифровых решений в промышленности. Опыт взаимодействия в таком формате, акцентируют специалисты, в дальнейшем может быть масштабирован на ЕАЭС с целью гармонизации промышленных стандартов и создания максимально востребованных общим рынком продуктов.
Тем временем
Компания Cognitive Pilot — один из ведущих российских разработчиков в сфере искусственного интеллекта для сельхозтехники, с нынешнего года оснащает системой автономного управления Cognitive Agro Pilot зерноуборочные комбайны «Гомсельмаша». Использование этого высокотехнологичного продукта позволяет уменьшить влияние человеческого фактора на процесс уборки, сократить прямые потери урожая на 8–13 % и снизить расход топлива до 5 %.
Тем временем в Краснодарском крае может появиться совместное российско-белорусское производство агродронов, предназначенных для опыления подсолнечника и кукурузы. Беларусь уже имеет опыт в изготовлении такой техники. Достигнута договоренность о поставках сельскохозяйственных «крылатых помощников» белорусского производства в Башкирию.
Как ожидается, компании из Беларуси примут участие в производстве, эксплуатации и утилизации накопителей энергии и будут обеспечены подрядами при строительстве гигафабрики литий-ионных батарей госкорпорации «Росатом» в Калининградской области. В строительстве этого производства могут принять участие 300–400 белорусских специалистов.