Композитор Эдуард Артемьев: «Музыка для кино – компромисс с режиссером»

Музыка из знаковых фильмов Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова прозвучит сегодня в исполнении Президентского оркестра во Дворце Республики. 

Цикл концертов «Эдуард Артемьев. Музыка поколений» – благотворительная акция ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», посвященная 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Компания стала инициатором музыкального проекта и взяла на себя все организационные расходы.

мильштейн
Солирует известный трубач, заслуженный артист России Семен Мильштейн. Во время концерта в Бресте

Эдуард Артемьев уже неделю в Беларуси. Побывал в Бресте и Гомеле, где 21 и 23 июня Президентский оркестр представил программу «Эдуард Артемьев. Музыка поколений».

Известный музыкант, безусловный мэтр электронной музыки, автор опер, ораторий, кантат, хоровых и вокально-инструментальных сочинений, Эдуард Артемьев стал известен массовому зрителю как композитор кино.

Сегодня во Дворце Республики прозвучит музыка из фильмов «Свой среди чужих», «Раба любви», «Утомленные солнцем – 2» (режиссер Никита Михалков), «Солярис» (режиссер Андрей Тарковский), «Сибириада» (режиссер Андрей Кончаловский).

– Программа рассчитана на большой симфонический оркестр. Поэтому мы пригласили около 20 музыкантов, а также хор Белтелерадиокомпании, – рассказывает главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь Виктор Бабарикин. – Музыка этого концерта насыщена информацией, как увертюра в опере. Она завязана на кинообразах. И, конечно, когда во время исполнения, например, «Трех товарищей» идут кадры из фильма «Свой среди чужих», впечатления усиливаются.

_MG_4176

Накануне концерта в Минске народный артист России Эдуард Артемьев побывал в Белорусской государственной академии музыки. Здесь состоялась творческая встреча, во время которой известный композитор рассказал, почему разуверился в своих юношеских взглядах на музыку и о чем будет новый фильм Никиты Михалкова.

О музыке

– Сейчас существуют программы, которые так сочиняют, что и «под Баха» у них ловко получается. Музыка хорошо поддается формализации, то есть описанию математическим путем. Я сам долгое время полагал, что вся музыка со временем станет частным случаем электронной музыки. Потому что ей подвластно все. Новые технологии позволяют ассимилировать весь звучащий мир, который нас окружает. Но мир – он огромен. Зачем замыкать себя на чем-то одном: симфоническом оркестре, роке, электронике? Эта мысль привела меня к возвращению из чистой электроники к оркестру. И комфортно чувствую себя в этой среде.

Музыка – она же выше стилей, технологий, выше всего. Это удивительная субстанция, которую мы сами создаем. Она напрямую связана с душой. Словом, мои юношеские предположения не оправдались. Придерживаюсь позиции, что не надо ограничивать себя в выборе средств для воплощения замысла.

О кино

– Музыка для кино – сплошной компромисс с режиссером. Он дает задание и ведет за собой бригаду, которая с ним работает. Хороший урок мне преподал режиссер Самсонов. Когда снимал фильм о цирке «Арена», он искал исполнителя на роль тапера. Я неплохо играл, и меня взяли. Так сложилось, что стал композитором этого фильма. Это была моя первая работа на «Мосфильме». Мне казалось, что те задачи, которые ставит режиссер, грубые и нелепые. Я же воспитанник консерватории! А кадр именно такую музыку и требовал – грубую, смешную. Как-то он позвал меня на разговор. Сказал: «Я один знаю, что хочу видеть на экране, и веду вас всех к этой цели. А оператор, художник, актеры, ты еще – вы разрываете мне полотно картины. Будешь слушать меня – и в Голливуде поработаешь. Не будешь – дальше Бердичева твоя музыка не пойдет». И я это запомнил. С тех пор никогда не спорю с режиссерами. Иногда они бессвязно рассуждают о музыке, но даже в этом есть что-то такое, понятное только им, что надо уловить. И тогда работа получится.

В одном испанском фильме «Главная улица»… Там речь идет о соперничестве двух именитых дворянских родов. Случился роман между богатым юношей и бедной девицей. Юноша оказался низких моральных качеств. В фильме есть сцена объяснения. Он ей: «Прощай». Так вот, в это время в глубине просторного зала мастер настраивает рояль. И звучит монотонное «та-та-та-та». Это так изматывает. Обалденное решение найдено! Сейчас бы мы назвали это саунддизайном.

Кадр из фильма «Солнечный удар»
Кадр из фильма «Солнечный удар»

О съемках

Дней десять назад закончил работу над музыкой к новому фильму Никиты Михалкова. (В основе сценария проза Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни». – Прим. авт.)

Фильм по тональности близок к «Рабе любви» – этой совершенно чудесной чувственной истории. Фильм сделан как воспоминания. Действия происходят, когда Врангель уже сдал Крым. И вот белый офицер мысленно возвращается к счастливой встрече с любимой дамой.

В фильме заняты новые актеры. Я тоже снялся. Михалков сказал: «Тебе сколько лет? Помрешь, не дай Бог. Надо снимать!» С этой оптимистичной мыслью я и снимался. Роль – крошечная. Подмастерье в фотомастерской. Говорю одну фразу в кадре: «Черт знает что!»

Фото Тамары Хамицевич

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Санкции ЕС затрагивают белорусский экспорт на 250-300 млн долларов в год

Фото Depositphotos

Об экспертной оценке влияния санкций Евросоюза против Беларуси на экспорт продукции рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

По словам Д. Крутого, матрица поставок в Европу составлена с учетом санкционного давления и анализа по предприятиям, находящимся в соответствующих списках. По товарам и услугам, не попавшим под санкции, никакого падения не планируется, и сейчас обеспеченность экспортными заявками на следующий год составляет примерно 50 %.

По той группе, которая находится в санкционном списке, по оценкам экспертов, это примерно 250-300 млн долларов в год — это, в первую очередь, энергетическая и нефтехимическая группа — планируется снижение поставок, — сказал Д. Крутой.

В связи с этим задачей номер один для отечественных предприятий он назвал переориентацию поставок на рынки Китая и России, а также Африки.

Читайте также:

Контракты на поставку нефти в Беларусь на 2022 год практически подписаны — Крутой

Дмитрий Крутой рассказал о результатах в экономике Беларуси и о санкционном давлении

Смотрите также:

Контракты на поставку нефти в Беларусь на 2022 год практически подписаны — Крутой

Контракты по нефти для Беларуси на следующий год уже практически подписаны. Об этом рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Д. Крутой назвал достигнутые договоренности с Россией по природному газу и по нефти на 2022 г. стабилизирующим фактором развития белорусской экономики в следующем году.

Энергетика является одним из базовых условий развития нашей республики, — отметил заместитель главы Администрации Президента.

Д. Крутой сообщил, что объем по нефти ожидается на уровне текущего года, уточнив, что в бюджете заложен более консервативный сценарий: переработка нефти в объеме 12,5 млн т. Но целевой сценарий — это 16-17 млн т. Часть нефти поступит железнодорожным транспортном, часть — трубопроводным.

Поэтому два наших завода (НПЗ. – Прим. авт.) в следующем году будут в полном объеме обеспечены нефтью, — добавил заместитель главы Администрации Президента.

Читайте также:

Дмитрий Крутой рассказал о результатах в экономике Беларуси и о санкционном давлении

Смотрите также:

Нетрезвого автомобилиста остановили на ул. Сурганова

Сотрудники отдела ГАИ Советского РУВД столицы 4 декабря вблизи дома № 40 на ул. Сурганова остановили автомобиль «Лада», водитель которого оказался нетрезв. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Физическое состояние автолюбителя вызвало подозрение у инспекторов ДПС. Его доставили на освидетельствование. При проведении экспертизы в выдыхаемом воздухе минчанина выявлено 0,99 промилле алкоголя.

Мужчина пояснил госавтоинспекторам, что накануне вечером выпил водки, а на следующее утро сель за руль и поехал на работу, но был остановлен.

В отношении нарушителя начат административный процесс, автомобиль доставлен на охраняемую стоянку.

Смотрите также:

Дмитрий Крутой рассказал о результатах в экономике Беларуси и о санкционном давлении

Экономика Беларуси в этом году работает хорошо. Об этом, а также о наличии мобилизационных планов на любой сценарий рассказал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в проекте «Вопрос номер один» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото president.gov.by

По словам Д. Крутого, экономика страны сейчас показывает хорошие результаты и в сфере производства, и в экспорте, и в доходах, и в занятости.

По всем ключевым, базовым параметрам экономика в этом году работает хорошо, — сказал заместитель главы Администрации Президента.

Д. Крутой отметил, что единственная серьезная угроза экономической безопасности республики — это санкционное давление.

Но я считаю, что пока с санкционным давлением мы справляемся хорошо. У нас есть мобилизационные планы на любой сценарий. И поэтому я не вижу пока каких-то глобальных проблем именно по этой теме, — добавил Д. Крутой.

Недавно стало известно о согласовании уровня цен на российский газ для Беларуси в 2022 г. — 128,52 доллара за 1 000 кубометров. Сейчас газ на европейских рынках стоит в разы дороже. Это не только огромное конкурентное преимущество.

Те договоренности с Российской Федерацией, которые достигнуты и по газу, и по нефти, потому что по нефти тоже уже контракты практически подписаны на следующий год, являются стабилизирующим фактором развития нашей экономики в следующем году, — сказал Д. Крутой.

По его данным, с учетом работы первого энергоблока БелАЭС на полную мощность в следующем году прогнозируется экономия природного газа на сумму приметно 200-250 млн долларов.

По сути, только экономия на газе в следующем году перекроет весь отрицательный эффект по санкционным позициям в торговле с Европейским союзом, — заявил Д. Крутой.

Читайте также:

В России осудили очередные западные санкции против Беларуси

Смотрите также:

30 лет вместе. Белорусский союз женщин отметил юбилей!

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

В Минске состоялся гала-концерт фестиваля народного творчества «Сузор’е»

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Исчезновение Мэйси. История советской разведчицы, пропавшей в Чикаго в 1963 г. при загадочных обстоятельствах

Уроженка Минска, разведчица-нелегал Мария Доброва пропала в 1963 году в Чикаго при загадочных обстоятельствах. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Попытка вербовки

14 мая 1963 года, Чикаго. В номер разведчицы-нелегала М. Добровой, действующей в США под псевдонимом Мэйси, постучали. Поскольку в комнате была установлена советская прослушка, разговор для истории сохранился.

На пороге стояли трое мужчин в костюмах. Старший представился агентом ФБР Рональдом Брайтоном.

— Вы мисс Глен Морреро Подцески? — спросил он.

Именно под этим именем Мария еще в 1954 году прибыла в Америку. По легенде ее отец — американец кубинского происхождения, мать — француженка. Якобы детство провела в Колумбии, потом жила в Париже. Естественно, с документами у разведчицы было всё в порядке.

Усевшись в кресло, Брайтон сообщил: он всё знает о ее тайной деятельности в США. В ответ на недоумение женщины перед ней выложили на стол снимки, на которых Мария на ограде церкви на 190-й улице Нью-Йорка ставит косую черту. На следующей фотографии советский резидент Маслов, осуществляя тайниковую операцию, стирает эту черту, что было явным знаком подтверждения контакта. Далее показали фото их встречи. Продемонстрировали и другие документальные доказательства ее вины и предложили выбор: долгое расследование, пожизненное заключение и дезинформация в Москву о том, что резидентуру сдала она, или… крупная сумма денег и продолжение работы, теперь в роли двойного агента.

— Решение непростое, — выдохнула Мария. Мне нужен час, чтобы всё обдумать.

— Хорошо, — ответили ей.  Только помните: выходы из отеля блокированы, у дверей номера наши люди.

Когда незваные гости ушли, Доброва закурила, медленно подошла к балконной двери, распахнула ее. В лицо ударил весенний чикагский ветер, пахнущий липой и автомобильной гарью.

Не сойти с ума

М. Доброва появилась на свет в 1907 году в Минске. В 1920-м семья переехала в Петроград. Потом в жизни девушки был музыкальный техникум по классу вокала и фортепиано, преподавание музыки в одной из петергофских школ, где прозвучал судьбоносный совет коллеги углубленно заняться иностранными языками на высших курсах при академии наук. Она вышла замуж за офицера-пограничника. В 1934 году у них родился сын.

В 1937-м мужа перевели на Дальний Восток. Там он пропал без вести. Вдобавок на руках у Марии умер сын от тяжелой формы дифтерии. Чтобы не сойти с ума от горя, она обратилась в военкомат с просьбой отправить ее в Испанию в качестве военного переводчика. Там шла гражданская война, просьбу удовлетворили. Почти два года девушка находилась в горячей точке, вернулась с орденом Красной Звезды на груди.

После начала Великой Отечественной вполне могла продолжить карьеру переводчика, но осталась в блокадном Ленинграде. Все 872 дня осады города на Неве работала в госпитале санитаркой.

В конце войны вспомнили о ее заслугах в Испании, пригласили в МИД и на четыре года отправили в посольство СССР в Колумбии в качестве референта.

По возвращении послужной список пополнился кандидатской диссертацией на лингвистическую тему.

Дамский салон

Летом 1951 года Доброву вызвали в разведотдел Ленинградского военного округа. Шла холодная война, и готовилась широкомасштабная заброска нелегалов на Запад. Пройдя спецподготовку, Мария отправилась в страны Европы, чтобы легализовать свою легенду. Знакомилась с традициями и образом жизни, бытом, практиковалась в разговорном английском, французском. В Париже прошла курсы косметологов. Оказавшись в 1954-м в США, продолжила учиться этой профессии. Много времени уделила получению лицензии на открытие косметического салона в Нью-Йорке. Целью было сделать его респектабельным заведением, чтобы привлечь в качестве клиенток жен политиков и высокопоставленных чиновников. Дамочки, нежась на оздоровительных процедурах, выпив бокал вина, могли доверительно поведать о служебных тайнах мужей. Благодаря тому, что на открытие салона выделялись большие средства от советской резидентуры Нью-Йорка, удалось провести эффективную рекламную акцию. Всю косметику закупали в Париже. Вскоре у мисс Глен Морреро Подцески не было отбоя от клиенток. В заведение повалили модницы со всего города. Захаживали и барышни-военные. Однажды офицер-связист ВМФ разболтала о суперсекретной базе, с которой велось электронное наблюдение за кораблями и подводными лодками, курсирующими в Южном полушарии. Позже на фоне приближающегося Карибского кризиса леди стали более политизированы и говорили только о том, что слышали от осведомленных мужей. Например, некая Марианна, жена адмирала, как-то сообщила: военные корабли приводят в повышенную боевую готовность. Личный состав отзывают из отпусков. Возможна война с Советами.

В тот период Доброва стала куратором важного агента Диона, сотрудника Госдепартамента США. Он рассказал, что Кеннеди утвердил план ЦРУ о внезапном вторжении на Кубу. А до этого запланирована экономическая блокада острова, широкая антикубинская пропаганда, разведывательно-диверсионные акции, не исключающие физического уничтожения Кастро.

Доброва передавала в Центр через Вену бесчисленное количество важной информации. И главное, оставалась вне подозрений, пока ее куратором не стал полковник ГРУ Дмитрий Поляков, начальник секретариата представительства СССР при Военно-штабном комитете ООН (в реальности заместитель резидента ГРУ по нелегальной работе в США).

Кто предал

В середине 1950-х, работая в должности офицера для поручений при представительстве СССР в Военно-штабном комитете ООН, Поляков обратился к резиденту ГРУ генерал-майору Ивану Склярову. Просил выделить крупную сумму на лечение тяжелобольного сына. После запроса в Москву генерал отказал коллеге. Сын умер. Поляков затаил обиду. И, заняв более высокий пост, начал мстить не обидчику, а всем без разбора, стал предателем. 8 ноября 1961 года предложил свое сотрудничество сразу ФБР и ЦРУ. Выдал 47 фамилий советских разведчиков.

Дмитрий Поляков

Сведения он приносил порциями. Формировал списки американских агентов ГРУ. На нелегалку Доброву указал 7 июня 1962-го. Условие у Полякова было одно. Его миссия в США заканчивалась. Он уезжал в Москву на должность старшего офицера третьего управления ГРУ, курировавшего деятельность разведаппаратов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Поэтому требовал от ФБР до его отъезда не производить слежки за рассекреченными им шпионами, а тем более арестов, чтобы подозрение на него не пало. Да и после его отбытия в СССР нужно выждать несколько месяцев и только потом начинать операцию по нейтрализации советской разведывательной сети. Так американцы и сделают, чтобы сохранить действующего ценного агента, занявшего в Москве высокий пост. В провале советской резидентуры Лубянка обвинит Маслова, ставшего вместо уехавшего Полякова заместителем резидента, ведущим работу с нелегалами в США.

Перед отбытием невыявленного предателя в представительстве СССР при ООН устроили пышный прием. Пригласили генералов и офицеров США, Великобритании, Франции и КНР. Не забыли позвать высоких чиновников Секретариата ООН, иностранных дипломатов, военного атташе в Вашингтоне. Всё было обставлено шикарно, с похвалами, подарками, благодарностями. Приближалась развязка.

Бегство

Первым ФБР арестовало Маслова. Он успел оставить условный сигнал для Добровой о провале. Разведчица уничтожила шифротаблицы и тайнописные копирки. Сожгла улики, доказательства. Отправила беспокойную шифровку в Москву. Ей ответили: покиньте Нью-Йорк, выезжайте в Канаду, куда давно и заблаговременно проложен маршрут, там ее ждали. Было положительное решение Центра о ее возвращении в Москву из Оттавы через Амстердам.

За домом Марии в Нью-Йорке уже явно следили. В машине «Плимут» возле подъезда она увидела двоих мужчин в костюмах. «Плимут» тогда был типичной разъездной маркой для сотрудников ФБР.

12 мая 1963 года, в понедельник, Мэйси, она же Мария, рано утром отправилась будто в молочный магазин с продуктовой сумкой в руках, что не вызвало подозрений наблюдавших за ней. В толпе свернула к метро, доехала до нужной станции и через 40 минут уже сидела в автобусе, следующем в Чикаго. Оттуда до Канады рукой подать.

Через двое суток, преодолев 1 240 км, прибыла на место, поселилась в чикагской трехзвездочной гостинице на севере города. Вечером спустилась в кафе поужинать, и сердце ее похолодело. В холле в скучающих позах стояли двое мужчин, явно пришедших по ее душу.

Через витражное стекло она увидела рядом с гостиницей у обочины две машины с агентами. Мария спешно поднялась в свой номер. Установила записывающее устройство в вентиляционном окошке под потолком. На бумаге описала его местонахождение, название гостиницы, номер, положила лист в конверт с выведенным каллиграфическим почерком канадским адресом резидентуры. Вышла в коридор и бросила письмо в почтовую шахту возле лифта. Так конверты со всех этажей попадали в почтовый ящик в фойе. Она думала: если ее арестуют, то в руки коллег попадет хотя бы запись разговора с аргументами ФБР. Тогда в Москве узнают, в чем ее обвиняют, где утечка. Вскоре в дверь номера постучал агент Рональд Брайтон.

Момент истины

Когда незваные гости ушли, оставив на столе фотографии, на которых запечатлена встреча Добровой с Масловым, и другие компрометирующие снимки, женщина закурила. Медленно подошла к балконной двери, распахнула ее. Что она вспоминала в те минуты? Детство в Минске? Войну в Испании? Блокадные дни в Ленинграде? Когда окурок был затушен в пепельнице, она переступила заграждение и прыгнула в вечность.

Дежурившие полицейские быстро убрали ее бездыханное тело с мостовой. Коллеги разведчицы благодаря ее письму нашли записывающее устройство в вентиляционном окошке. Но звуковая запись не могла зафиксировать ее гибель. Последние слова на ней — просьба к агентам ФБР дать час на размышление. Поэтому для Москвы она просто пропала. Поляков доложил, что М. Доброва переметнулась на сторону врага и где-то живет под чужим именем. Также все последующие аресты в Нью-Йорке, сделанные по его наводке, он списал на ее предательство. В отделе кадров ГРУ она 23 года значилась как «безвестно отсутствующая». На деле все считали ее изменницей, выдавшей западной спецслужбе десятки людей.

Поляков занимал должность военного атташе при посольствах СССР по всему миру. Получил звание генерал-лейтенанта. Только в 1986-м вышли на его след, арестовали 7 июля. Тогда узнали подлинную историю М. Добровой и то, что она погибла еще в мае 1963-го, не предав никого.

27 ноября 1987 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Полякова к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 марта 1988-го.

В мае 1988 года президент США Рейган во время переговоров с Горбачевым предложил обменять Полякова на кого-то из советских разведчиков, отбывающих наказание в США. Просьба запоздала.

Еще материалы рубрики:

В советское время в театральном Минске все знали, кто такая Фаня Ефимовна Аллер. История неистовой Мельпомены

Ловил рыбу с Хемингуэем, пил виски с Керенским. Журналист Генрих Боровик отмечает день рождения

Как уроженец Витебская Вениамин Цукерман участвовал в создании атомной бомбы

Как уроженец Пинска Пол Бэран стал одним из отцов-основателей сети интернет

Английская королева пожаловала ему титул сэра. Чем прославился уроженец Пинска Исаак Шенберг

Прокурорские работники Центрального района напомнили учащимся, что грозит закладчикам дурмана

Представители прокуратуры проводят тематические информационные и классные часы в учреждениях среднего специального образования Центрального района, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На таких встречах прокурорские работники рассказывают о своей профессии, полномочиях, об условиях приема на службу в ведомство, демонстрируют тематические видеофильмы.

Кроме того, проводят с учащимися и профилактическую работу, делая особый акцент на противодействии наркомании и незаконном обороте дурмана.

— Сегодня наркодилеры полем своей деятельности избрали интернет-пространство, где активно используется схема реализации дурмана посредством закладок, — говорит старший помощник прокурора Центрального района Марина Прудникович. Завуалированная вербовка с элементами убеждения, гарантия быстрого и «честного» заработка — и ребята оказываются «на крючке».

В качестве примера спикер привела один из последних случаев, когда сотрудники наркоконтроля задержали 15-летнюю школьницу, которая хранила с целью сбыта более 0,04 г особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. В отношении десятиклассницы возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь. Дожидаться приговора суда девушка будет в камере следственного изолятора.

Ребята слушали выступление прокурорского работника, затаив дыхание, а после буквально засыпали ее вопросами.

— К сожалению, среди причастных к незаконному обороту наркотиков все чаще встречаются несовершеннолетние, которые верят, что останутся неуловимыми, что вот таким способом смогут разбогатеть. Увы, это далеко не так — ребята попросту ломают свои судьбы, лишают себя молодости, заставляют страдать родителей и близких, — продолжает М. Прудникович. А уголовная ответственность за распространение наркотических средств и психотропных веществ, между прочим, наступает с 14 лет.

Фото предоставлены прокуратурой Центрального района

Смотрите также:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче

Этого самобытного художника, археолога, писателя, этнографа современники считали чудаковатым. А сегодня его многие называют гением, погибшим в нищете, и феноменом, который необходимо изучать. Подробнее о творчестве Язэпа Дроздовича — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Язэп Дроздович

Сатурняне с огромными и доверчивыми детскими глазами, величественный, словно сошедший со страниц Книги книг «Пророк», бредущие куда-то работяги-марсиане, фантастические пейзажи далеких планет… Картины Я. Дроздовича, многие из которых находятся в экспозиции и запасниках Национального художественного музея Беларуси, удивительны. Они составляют только часть обширного наследия, долгое время остававшегося мало востребованным и разбросанного по разным уголкам бывшей империи под сенью двуглавого орла.

Осколки разбитого зеркала

В Национальном художественном музее два года назад состоялось открытие нового раздела постоянной экспозиции, всегда привлекающей посетителей. Размещенную в зале белорусского искусства конца XIX — первой половины ХХ века «Вселенную Язэпа Дроздовича» расширили живописными и графическими работами из запасников и тактильными картинами, предназначенными для людей с нарушением зрения.

«Нам хотелось показать все грани творчества этой одаренной личности, — подчеркивали организаторы. — Язэп Дроздович — феноменальное явление для белорусской культуры. В деревне, где родился мыслитель, многие даже не знали, почему день сменяется ночью. Он объяснял людям самые элементарные вещи и то, как устроена Вселенная.

Даже его книга написана в виде вопросов и ответов. Язэп Нарцизович был очень предан своей малой родине и писал на беларускай мове. Наследие Дроздовича можно сравнить с разбитым зеркалом, осколки которого есть в Беларуси, Польше, Литве, и мы теперь его собираем».

Нет, как известно, пророков в своем отечестве. Несколько лет назад в Национальном художественном музее Беларуси побывал директор Лувра. Именитый гость, по сведениям очевидцев, довольно спокойно осматривал экспозицию, в том числе самые драгоценные «жемчужины», однако оживился и очень впечатлился, увидев «Сатурнянку» нашего земляка. Он признал в ее авторе мастера с необычайно редким и самобытным дарованием.

Сегодня Я. Дроздовича всё чаще сравнивают с грузинским гением Нико Пиросмани и великим литовцем Чюрлёнисом. А белорусский художник, современник Дроздовича, Петр Сергиевич называл его «нашим маленьким поветовым Леонардо да Винчи».

По свидетельствам его биографов, Дроздович оказался не только талантливым живописцем и скульптором, но еще и писателем, поэтом, учителем, этнографом, фольклористом, философом, хиромантом, археологом, театральным деятелем, астрономом-любителем и основателем белорусской теоретической астрономии.

«Дух зла»

Космические сны

Язэп (Иосиф) Нарцизович Дроздович родился в октябре 1888-го на хуторе Пуньки Дисненского уезда Виленской губернии (ныне Витебская область) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Многодетная мать пятерых сыновей и дочки потеряла мужа, когда малышу было 2 года, и ей пришлось сменить немало мест жительства.

Детство впечатлительного мальчика прошло в живописных окрестностях Голубицкой пущи. Язэп учился в Дисненской гимназии и увлеченно делал зарисовки местных пейзажей. В 18 лет он переехал в Вильно и поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева, которую в 1904 году признали лучшей в России.

Отучившись четыре года, в 1910-м парень попал в армию. Первую мировую войну художник, окончивший курсы фельдшеров, встретил в медсанбате, где порой приходилось оказывать помощь 500 пациентам в день. Там заболел брюшным тифом. Вернулся в армию лишь через семь месяцев.

Революцию Дроздович принял с энтузиазмом, с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс, создав на своей малой родине народную библиотеку и любительский театр. А в 1919-м переехал в Минск, стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе.

Кипучая энергия и тяга к творчеству не позволяли деятельной натуре белорусского самородка ограничиваться только преподаванием. Дроздович поработал иллюстратором в литературных издательствах, художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и в государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка».

В Минске Язэп Нарцизович создал серию уникальных изображений исторических районов города — Замчища, Верхнего города, Татарского предместья, исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле. Однако в конце 1920-х вновь перебрался в Вильно. Именно в этот период заинтересовался небом и звездами, ему начинают сниться сны о далеких мирах и живущих там диковинных существах, которые он рисует по памяти. Так появляются нереалистичные шедевры, до сих пор не до конца разгаданные искусствоведами.

Город на кольце Сатурна

Вернувшись на малую родину в начале 1930-х, Дроздович создал большое количество графических и живописных произведений. Он собирал и записывал фольклор, составлял диалектические словари, занимался археологией, разрисовывал ковры. Но, не понятый людьми, считавшими его чудаком, постепенно превратился в маргинала и одинокого человека, избравшего стезю вечного странника.

По ночам художник совершал во сне астральные путешествия на далекие звезды и планеты, а увиденное там зарисовывал, воплощал в графике и живописи.

Известны более 100 произведений Дроздовича на космическую тематику, составивших три больших цикла: «Жизнь на Луне», «Жизнь на Марсе» и «Жизнь на Сатурне». На основе своих сомнамбулических снов художник возводит на других планетах целые города с необычной архитектурой, создает таинственные природные ландшафты, рисует их странных жителей…

Картина: «Соsmopolis. Порт Небесного Простора на кольце Сатурна», художник Язэп Дроздович, 1931 год, 49 х 61 см, холст, масло.
Где находится: Национальный художественный музей Беларуси. 
Приобретена: в 1960 году передана из Музея Великой Отечественной войны.

Именно этой теме посвящена одна из знаковых картин Я. Дроздовича «Соsmopolis. Порт Небесного Простора на кольце Сатурна», написанная в 1931 году.

Работа сейчас экспонируется на выставке, посвященной 100-летнему юбилею Виленского белорусского музея имени Ивана Луцкевича, — рассказывает искусствовед Ольга Архипова.  Оригинальный, мрачный, непохожий на другие небесные тела Сатурн был любимой планетой Дроздовича. Художник-астроном полагал, что у нее имеются и «цельнотелые обручи» (сердцевинный и верхний), и «разрозненнотелые». И на первых есть жизнь, в чем-то похожая на земную.

Даже сам жанр «Космополиса» определить трудно: то ли это космический реализм, то ли метафизическая живопись, сюрреализм или живописное фэнтези? Картина яркая, эффектная, необычная, мастерски написанная, будоражащая воображение.

…Вечный странник трагически умер в пути в 1954 году. Потерявшего сознание дядю Язэпа нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где вскоре он скончался. Похоронен художник в деревне Липляны Глубокского района.

Подготовил Владимир Петров

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля

Спасатели пришли на помощь косуле, попавшей в полынью

В Браславском районе косуля попала в полынью примерно в 50 м от берега и не могла выбраться. Животному помогли люди. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в МЧС.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Работники МЧС 4 декабря с помощью спасательной доски и веревки извлекли косулю из воды и передали в национальный парк «Браславские озера». Там осмотрели спасенного зверя (он не пострадал) и выпустили в естественную среду обитания.

Фото и видео МЧС

Смотрите также: