Композитор Олег Елисеенков отмечает 60-летие

Автор десятков шлягеров, продюсер, заслуженный деятель искусств Олег Елисеенков 21 сентября отмечает 60-летие. Белорусский композитор рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», с кем сегодня сотрудничает и зачем учит компьютерной аранжировке студентов.

С доцентом кафедры искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств договариваемся встретиться в его рабочем кабинете. Стучусь, захожу и слышу, как в его телефонной трубке звенит тенор Анатолия Ярмоленко. Видя меня, Елисеенков прощается с мэтром белорусской эстрады на… вы.

— Олег Николаевич, а что это вы Ярмоленко на вы называете? Вы же коллеги, друзья.

— Ну, во-первых, он меня взрослее (смеется). А поскольку я из семьи преподавателей, то воспитан по классическим правилам отношений со старшими. Кстати, так сложилось, что мы познакомились с Анатолием Ивановичем и ансамблем «Сябры», когда они уже блистали на сцене, а я был молодым композитором. Ровно 30 лет назад. Помню, как комсомол Беларуси создал агитбригаду для поддержания боевого духа советских войск в Германии. В тур Ярмоленко отправился с коллективом прямо из Гомеля, но с приземлением в Минске, где на борт поднялся я.

— Подумать только… А сегодня у вас замечательный творческий тандем!

— Согласен, только недавно выпустили две новые песни. Премьера композиции «Добрыя людзi» состоялась летом у стелы «Минск — город-герой», а вторая под названием «Малая радзiма» уже звучала во Дворце Республики. Вот и этот звонок, который вы застали, был рабочим… Хотя с композитором Василием Раинчиком я на ты, с Сашей Солодухой тоже.

— Даже после присвоения ему звания заслуженного артиста?

— Конечно.

— Во время прошлой нашей встречи вы сказали, что работаете только с проверенными временем артистами. А что касается авторов слов?

— Стараюсь не ставить себе творческих рамок, наоборот, открыт для новых контактов как с артистами, так и с поэтами. Мне нужны свежие стихи, ощущаю необходимость песен на самые разные темы и для Солодухи, и для Ярмоленко. Но всегда прошу присылать тексты, которые рождаются по велению сердца, музы. А не те, которые пишутся за столом в течение дня. Это у гениев творчество прет каждый день, да и то не у всех… Кстати, был случай, когда человек отправил мне на почту стихи «Так не хватает тебя». Это было выстрадано и зацепило исполнителя Солодуху.

— Но согласитесь: молодые белорусские композиторы и авторы слов сейчас все больше смотрят на российский рынок.

— Все это идет в любом случае на созидание, главное, чтобы произведения были хорошие. Опять же недавно прислали песню «Черные вороны», написанную мной вместе с Алесем Бадаком для Александра Солодухи. Послушайте… Угадали, кто поет? Никита Джигурда! Абсолютно неожиданно, но реально ему подходит эта лирическая композиция. Говорят, он уже исполнял ее на своих творческих вечерах.

— А какие-то отчисления вам идут за это?

— Ну, ждем (смеется). Хотя на корпоративах авторское право не сильно работает, что остается на совести исполнителей. Знаете, отчисления — это не зарплата: проверил счет раз в месяц, а там определенная сумма. Все зависит от количества выступлений певца, купленных на концерт билетов и так далее. Вот некоторые ругали Сашу (Солодуху. — Прим. авт.) за плохо собранную «Минск-Арену»: мол, много розданных пригласительных. Но я-то заметил, сколько пришло людей, купивших квитки. А через месяц увидел на своем счете отчисление за исполненные им композиции! Мне это позволило осуществить давние финансовые мечты. Зачем работаю в БГУКИ? Мне просто нравится это делать. Преподаю не только компьютерную аранжировку, но и другие музыкальные спецпредметы. Наверное, есть генетическая предрасположенность к обучению студентов. Да и сам я не прочь учиться у молодежи.

— Вы изучали теорию музыки. Что это такое?

— Это наука, сопредельная с искусством. Не зря Пушкин предлагал проверить алгебру и гармонию в произведении «Моцарт и Сальери». Как учили меня педагоги, вся красивая музыка — правильная. Но не вся правильная музыка красива, потому что в ней должна быть душа, связь с космосом.

— Почему все-таки предпочли эстраду?

— Всегда стремился написать красивую мелодию. В своей третьей симфонии для камерного оркестра мне, думаю, это удалось. Но наиболее проявить себя как композитора позволил все же жанр романса. Да и чего скрывать, эстрадная жизнь насыщенная, песня может звучать каждый день. Это же здорово! Причем сейчас вспоминаю, что в моей семье не было пластинок с популярной музыкой. Только хоровое пение или классика.

— А в вашей музыкальной библиотеке какие пластинки?

— Симфонический винил. Но чаще смотрю и слушаю такие концерты на российском канале «Культура».

Справочно

Олег Елисеенков родился в 1958 г. в Спас-Деменске, что в Калужской области, в семье учительницы и музыканта. Задерживаться на российских просторах Елисеенковы не стали, вскоре после рождения малыша вся семья переехала в белорусский город Молодечно. Там будущий композитор окончил Молодечненское музыкальное училище по специальности «Теория музыки» в 1973 г.

Фото автора

Самое читаемое