Кому помогают социальные предприятия в Беларуси, и что должно быть прописано в законе
В Беларуси около 30 тыс. человек имеют статус инвалидов из-за психического заболевания. Порядка 19 тыс. проживают в домах-интернатах, около 10 % из них в состоянии и хотят работать, но не имеют возможности, потому что ограничены или лишены дееспособности. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, кому на сегодняшний день помогают социальные предприятия и что должно быть прописано в законе.
В 2018 году Дарья Ескевич, Ирина Шумская и Екатерина Савицкая под патронажем Центра экологических решений основали социальную ресайклинг-мастерскую «ТАК», в которой подопечные Психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов № 3 шьют игрушки и сувениры из текстильных отходов и старой фурнитуры.
— Так как эти люди признаны недееспособными, их нельзя официально трудоустроить. Соответственно, и зарплату платить им мы тоже не можем, — пояснила Екатерина. — Решить эту проблему реально — достаточно ввести на законодательном уровне такое понятие, как частичная дееспособность.
Сразу же будет снят с повестки дня и другой вопрос: если у мастерской появятся официальные работники, она сможет рассчитывать на преференции для предприятий, где трудоустроены инвалиды. Возможно, тогда вырученных денег хватит не только на налоги, закупку необходимых материалов и зарплату сотрудников. Появится шанс выйти на самоокупаемость, платить за аренду помещения, а при хорошем раскладе иметь и неплохой доход.
Инклюзивное кафе
Координатор убежища «Радислава» (общественное объединение оказывает помощь жертвам домашнего насилия) Ольга Горбунова собиралась в марте открыть инклюзивное и безопасное социально-культурное пространство «Кафе-клуб Норм», где собирается обучать и трудоустраивать женщин, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Но планы пока так и остались планами — не смогли найти помещение.
— Те, которые соответствуют нашим критериям, неподъемные по аренде. Те, что предлагают городские власти, не подходят технически: то подвал, то плохая транспортная инфраструктура, то не предусмотрены элементы безбарьерной среды, а у нас все-таки инклюзивное кафе, — отмечает О. Горбунова. — Понятно, что государству невыгодно отдавать хорошие площадки даром. Но социальным предприятиям их тоже не должны выделять по остаточному принципу.
Еще одна проблема, с которой столкнулись Ольга и ее команда: люди, оказавшиеся в кризисной ситуации, подвергшиеся психологическому либо физическому насилию, не имеют статуса уязвимой категории. Соответственно, те организации, которые с ними работают, не вправе рассчитывать ни на какие преференции. Это неправильно, считает Ольга. И в новом законе стоило бы таких пострадавших выделить в отдельную группу. Подобный шаг продиктован нынешними реалиями. К сожалению, тирания со стороны близких, торговля людьми — глобальные проблемы современного общества. Только на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия за шесть лет обратились 11 500 человек. Ежегодно на линию «102» поступают около 150 тыс. звонков с сообщениями о семейно-бытовых скандалах. В убежище «Радиславы» с 2002 года нашли приют более 400 женщин, тысячи получили психологическую и юридическую помощь. Сегодня там живут 22 человека.
— Эти женщины хотят работать, быть успешными. Мы хотим им помочь. Но кафе, как социальному предприятию, нужна поддержка на начальном этапе, а в идеале — социальный инвестор, который захотел бы вложить средства в развитие нашего проекта, — поясняет О. Горбунова.
Необходимо разработать концепцию продвижения таких предприятий — их нельзя ставить на один уровень с обычным бизнесом и предъявлять одинаковые требования.
Кстати!
«Кафе-клуб Норм» и мастерская «ТАК» — финалисты Social Weekend. Конкурс социальных проектов существует пять лет. За это время рассмотрено свыше 3 тыс. заявок, меценаты поддержали проекты более чем на 300 тыс. долларов в эквиваленте. Организатор конкурса — местный социальный фонд «Добра».
Где обучают социальному предпринимательству
С 2013 года на факультете философии и социальных наук БГУ существует направление «Социальное проектирование». Там изучают в том числе такие дисциплины, как «Социальные инновации и предпринимательство», «Фандрайзинг» (привлечение внешних, сторонних для компании ресурсов). Во многих вузах организуют открытые лекции по социальному предпринимательству с участием экспертов из некоммерческих организаций.
До 11 августа 2019 года на сайте good-impact.tilda.ws. принимаются заявки на обучение в школе социального предпринимательства Good Impact. Она будет работать в Минске, Гродно и Гомеле. Учиться смогут жители не только этих городов, но и прилегающих регионов: те, кто желает создать или развить свое социально ориентированное предприятие.
— С сентября по декабрь 2019-го пройдут шесть обучающих семинаров, на которых научат выстраивать модель действующего или планируемого к запуску бизнеса, использовать маркетинговые инструменты для развития социального предприятия и другому, — рассказала координатор школы Оксана Бернацкая. — C января по июль 2020-го участники получат менторскую поддержку.
Успешно прошедшие обучение смогут претендовать на финансовую помощь для запуска своего проекта.
Отбор на конкурсной основе. Обучение бесплатное.
Проект Good Impact реализуется в рамках программы «Развитие сотрудничества с гражданским обществом стран Восточного партнерства и России» Федерального министерства иностранных дел Германии.
Источники финансирования
- Гранты, государственные программы.
- Займы и кредиты — банки-партнеры Банка развития.
- Конкурсы и фонды — Social Weekend, SAP UP (конкурс социальных стартапов) — начинающих бизнесменов поддерживают меценаты.
- Краудфандинговые платформы — осуществляют добровольный сбор средств в Интернете: «Талакошт», «Улей», «Имена», MolaMola.
- Бизнес-ангелы — инвесторы, которые вкладывают свои деньги в перспективные проекты на начальном этапе их развития, оказывают экспертную поддержку. В Беларуси их уже 82.
Занять на дело
В январе 2019 года Банк развития запустил продукт «Поддержка социального предпринимательства». Финансированием могут воспользоваться субъекты микро-, малого и среднего предпринимательства, оказывающие помощь социальным учреждениям или трудоустраивающие уязвимые категории граждан. Кредитные ресурсы предоставляют на приобретение, реконструкцию, модернизацию, строительство, капитальный ремонт материальных активов предприятия.
Деньги выделяют через банки-партнеры в белорусских рублях. Максимальный размер кредита — 5 млн рублей. При этом доля собственных инвестиций — не менее 10 %.
Ставка по продукту составляет две третьих ставки рефинансирования, увеличенные не более чем на 3 процентных пункта. При действующей ставке рефинансирования в 10 % кредит можно получить под 9,67 % годовых.
P. S.
Многие эксперты считают, что в Беларуси необходимо создавать бизнес-инкубаторы социального предпринимательства, чтобы сюда обращались начинающие бизнесмены-общественники за рекомендациями, информационной и юридической поддержкой, могли участвовать в бесплатных мастер-классах, лекциях, встречах с опытными игроками этого рынка. Но единодушного мнения по этому поводу нет. Оппоненты приводят свои аргументы: в нашей стране сегодня работают 105 Центров поддержки предпринимательства, 27 из них располагаются в столице. Зачем создавать новые структуры, если можно воспользоваться их базой?