Кондукторы или электронные проездные? Из-за чего сбивается график движения пригородных автобусов, и как решить проблему

Нужны ли кондукторы на пригородных маршрутах? Что по этому поводу думают транспортники и пассажиры, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Жители Колодищей-2 считают, что на автобусах пригородных маршрутов № 242 «Ст. м. «Уручье» — Колодищи-2 (Полигон)» и 242Ш (ДС «Уручье-2» — Колодищи-2 (Полигон)» должны работать кондукторы. По этому поводу несколько человек обратились на прямую линию в «Столичный транспорт и связь».

— В часы пик из-за большого наплыва пассажиров у водителей много времени уходит на продажу билетов, — объяснили звонившие. — В итоге нарушается график движения, а люди опаздывают на работу и учебу.

Кого нет, того нет

Просьбу пассажиров об организации работы кондукторов передали в «Минсктранс».

— Проблема не нова, она актуальна для многих маршрутов, на которых высокий пассажиропоток, — отметил директор автобусного парка № 7, обслуживающего названные направления, Владимир Романов. — В нашем парке остались восемь кондукторов, работают они на маршруте № 306 «ДС «Уручье» — Колодищи». Их едва хватает, чтобы обеспечить пассажиров билетами в часы пик. Вводить новые ставки кондукторов не планируем, прежде всего потому, что нет желающих работать в этой должности. Да и ставок лишних нет. Маршрут и так окупается всего на 50 %, а если еще кондукторов привлечь, расходы увеличатся.

По словам заместителя гендиректора «Минсктранса» Виктора Тозика, нормативными документами на городских и пригородных маршрутах сегодня не предусмотрена работа кондукторов. Тем не менее на некоторых рейсах их работу приходится организовывать, поскольку водители не могут быстро продать билеты большому количеству пассажиров. Люди жалуются, ведь из-за этого задерживаются рейсы. Иногда даже приходится пересматривать расписание отправления автобусов, но и это не всем нравится.

По мнению транспортников, решение проблемы лежит гораздо ближе, чем кажется пассажирам.

XXI век на дворе, а многие по-прежнему предпочитают бумажные талончики электронным проездным, — заметил В. Романов. — Думаю, если бы чаще покупали проездные, проблем с задержками рейсов было бы меньше.

Проездные — не панацея

Что касается проездных, то для пригородных поездок сегодня предлагаются как билеты на бумажных носителях, так и электронные. Бумажные продают на 10 суток, на месяц, на месяц рабочего дня, на месяц (сезон) выходного дня. В качестве электронных используются бесконтактные смарт-карты (БСК). На них кладутся деньги, которые трансформируются в транспортные тарифные единицы (ТТЕ). Сейчас, к примеру, тариф за 1 км проезда в обычном пригородном автобусе — 6 копеек, что эквивалентно 6 ТТЕ.

Однако выяснилось, что не всегда современные технологии способны прийти на выручку в подобных ситуациях. Свое мнение по этому поводу высказал житель Колодищей Максим:

— Несколько лет назад, когда ввели электронные проездные на пригородные автобусы, действовала логичная система. При входе приложил БСК к валидатору — списалась сумма до конечной, при выходе на промежуточной остановке снова приложил — на карту вернулся неиспользованный остаток. Но некоторые забывали прикладывать карту повторно, из-за чего теряли лишние деньги. Люди начали жаловаться в «Минсктранс», будто предприятие в этом виновато. Тем не менее схему оплаты с помощью БСК изменили. На мой взгляд, это усложнило жизнь и пассажирам, и водителям.

Теперь пассажир с электронным проездным должен заходить только в переднюю дверь, называть водителю номер или наименование остановки, где планирует выходить. Водитель вводит номер на своем устройстве, а пассажир прикладывает БСК к валидатору. Некоторые утверждают, что это почти так же задерживает отправку автобусов, как и покупка билетов.

Супруга Максима Елена добавила:

— Мне кажется, прежнюю систему отменили еще по одной причине. Часть пассажиров, отметившись дважды, не выходили из автобуса, а продолжали ехать дальше бесплатно. Видимо, с помощью новой схемы оплаты проезда это безобразие решили пресечь. Правда, неясно, как новая схема этому поспособствовала.

Игра в четыре руки

Помогут ли ускорить отправку переполненных автобусов кондукторы? Оказалось, что и это спорный вопрос. С недавнего времени кондукторам предписано выдавать билеты пассажирам только во время остановок. Одна из собеседниц показала ответ на свое обращение, в котором сказано: «Согласно требованиям инструкции по охране труда и инструкции по работе с кассовым суммирующим аппаратом кондуктор обязан производить продажу билетов пассажирам только во время стоянки автобуса на остановочном пункте, находясь при этом на сиденье…».

— К сожалению, были случаи, когда наши работники падали во время движения автобусов. В итоге — производственные травмы, подтвердили серьезность ситуации в «Минсктрансе».

В таком случае непонятно, каким образом кондуктор может повлиять на соблюдение расписания, если он, как и водитель, продает билеты только на остановках. Разве что делу помогает «игра в четыре руки».

Стереть грань между…

Возможно, в скором времени проблема разрешится третьим способом: есть вероятность, что маршруты колодищанского направления переведут из пригородных в разряд городских. Эта тема обсуждается не первый год, но такое решение пока не принято, хотя большинство жителей Колодищей и Колодищей-2 работают и учатся в столице. Правда, не всем пассажирам такой вариант выгоден, поскольку тарифы на пригородные перевозки ниже, чем стоимость проезда в городском транспорте. Но тогда не придется покупать дополнительный проездной или билет на пригородный автобус. И наверняка сократятся срывы графиков движения автобусов.

Впрочем, по мнению руководства предприятия «Столичный транспорт и связь», для организации перевозок в городском сообщении в агрогородке пока не вполне готова соответствующая инфраструктура.

Фото kolodischi.by, minsktrans.by и из архива агентства «Минск-Новости»

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Более сотни детей были эвакуированы из минского детсада из-за электроплиты

Накануне, 28 января, из яслей-сада № 284 на пр. Пушкина администрация учреждения до прибытия подразделений МЧС организовала вывод из здания 128 человек, включая 117 детей. О причинах происшествия информирует сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Инцидент, в результате которого никто не пострадал, случился утром в пятницу в помещении пищеблока учреждения образования. Как уточняют в Минском городском управлении МЧС, произошло оплавление изоляции электропроводки электрической плиты. Проявив разумную предосторожность, администрация объекта вывела из него детей и взрослых.

Смотрите также:

 

Проректор БГУ: «В начале трудового пути для молодежи важна достойная оплата труда»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию акцентировал внимание на мерах поддержки молодых специалистов, в частности — обеспечении их достойной заработной платой. Мнением о том, насколько такая мотивация молодежи важна для экономики страны, поделился проректор по учебной работе и интернационализации образования Белорусского государственного университета Константин Козадаев, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото БелТА

— Вопрос вовлечения молодежи в экономическую жизнь страны — один из важнейших. Мы прекрасно понимаем — будущий уровень ВВП, пенсий и зарплат будет создаваться нашими выпускниками. Поэтому вовлечь их в плодотворную, продуктивную деятельность — первостепенная задача и вуза, — сказал К. Козадаев.

Эксперт отметил, что БГУ ежегодно распределяет около 2 тыс. выпускников. Государство гарантирует им первое рабочее место. Сегодня сложилась ситуация, когда количество заявок на молодых специалистов превышает количество выпускников. Факультеты ставят задачу найти для ребят позиции наиболее высокооплачиваемые, соответствующие их компетенциям, уровню подготовки. И, конечно, с прицелом на то, чтобы после отработки выпускник закрепился на предприятии.

— Хотелось бы, чтобы это место стало для него путевкой в профессию, где молодой человек проявит себя, вырастет профессионально. Частая смена работы замедляет, затрудняет рост. Поэтому очень важна на первых этапах достойная оплата труда, — отметил К. Козадаев.

Чтобы выпускник нашел себе место по душе, в вузе проводят карьерные дни, ярмарки вакансий, встречи с будущими работодателями.

И это работает! Буквально единицы обращаются к нам для возмещения затрат, понесенных государством, на их образование. БГУ не только готовит будущих профессионалов, мы — организация, которая трудоустраивает молодых специалистов и внутри университета. И для них прописана целая программа бонусов, которая позволяет им приподнять первоначальный уровень заработка. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в течение первых двух лет государство гарантирует многим молодым специалистам поддержку в виде ежемесячных доплат к заработной плате, — подчеркивает К. Козадаев. — БГУ также поддерживает специалистов, у которых еще нет степени, звания, должного опыта. Эти позиции влияют на зарплату. Считаю, необходимо сначала дать молодежи немного больше, чем требуют нормативные документы. Ведь мы растим для своей организации профессионалов, кадры, которые впоследствии будут влиять на ее успешность. И очень хорошо, если по такому пути пойдут все предприятия, применяя и свою политику стимулирования молодых специалистов.

Читайте также:

Санкции, вероятность войны и экономика. О чем говорил Президент в ходе Послания к белорусскому народу и Национальному собранию

Смотрите также:

 

Фара на скотче, отсутствие документов. С какими нарушениями таксистов сталкивается Транспортная инспекция

Транспортная инспекция проверила такси. Как итог — 389 нарушений в 140 машинах. Подробности — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

С начала 2022 года только в Минске и Минской области случились 7 аварий с участием автомобилей такси, маршруток или пассажирских автобусов, в которых 4 человека погибли, 26 получили ранения. Причинами аварий стали погодные условия, летняя или «лысая» резина на колесах, отсутствие достаточного опыта вождения у шоферов или их усталость. Из-за пугающей статистики Транспортная инспекция решила усилить контроль за пассажирскими перевозками. Сейчас в Минске проходят рейды: сотрудники Транспортной инспекции проверяют состояние машин, наличие у водителей необходимых документов.

Регистрируйся — и поехали

Ежедневно в Минске для перевозки пассажиров выходят на линию более 10 тысяч машин. При этом некоторые агрегаторы, то есть организации, которые оказывают услуги онлайн-заказа машины, позволяют вступить в ряды таксистов любому желающему. Порой достаточно скачать специальное приложение и зарегистрироваться в нем, чтобы начать получать заказы. О предрейсовом осмотре речи нет, пассажиру остается только надеяться, что машина исправна, а водитель чувствует себя хорошо и имеет достаточный стаж вождения.

— Подобная практика позволяет перевозчикам, которые гонятся за каждой лишней копейкой, экономить на требованиях к пассажирским перевозкам. Большая часть ответственности в случае ДТП перекладывается на самого водителя. От этого страдает качество оказания услуг, под угрозой безопасность пассажиров, — уверен Юрий Супранович, начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области. — Судите сами: в каждой десятой проверенной машине отсутствует договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами. Это означает, что в случае ДТП и полученных в нем увечий человеку будет гораздо сложнее получить компенсацию.

Минута в пути

Привокзальная площадь. Здесь в любое время дня и ночи беспрерывно снуют машины с желтыми плафонами и наклейками на боках, забирая и высаживая пассажиров. С внешним оформлением у большинства всё в порядке. Но вот внимание Виталия Доморада, ведущего специалиста отдела контроля перевозок пассажиров, привлекает «КИА», водитель которой при виде зеленых жилетов инспекторов начинает подозрительно суетиться.

— При проверке документов обращаем внимание на водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении, страховку на машину, а также договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, — перечисляет Александр Сирисько, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области. — К слову, машина такси должна быть застрахована не так, как обычные легковушки, а техосмотр ей следует проходить два раза в год. Необходимо также удостоверение о прохождении курсов водителя автомобиля такси.

Оказывается, такого удостоверения у водителя «КИА» и нет — говорит, просто забыл взять с собой. Но это не единственное его нарушение. Таксометр он включил в самый последний момент, завидев инспекторов, поэтому получается, что поездка, не занявшая и минуты, обошлась пассажиру почти в 11 рублей. Впрочем, сотрудников транспортной инспекции больше интересует тот факт, что в приложении для пассажира был указан один перевозчик, а чек ему выдан от имени другого. Случись что — кого призывать к ответу? Информацию об этой чехарде, оставляющей простор для махинаций, передадут в инспекцию по налогам и сборам.

И только сейчас я замечаю, что левая фара автомобиля держится… на скотче, а лобовое стекло пересекает трещина. Такая машина вообще не должна была выходить на линию.

— Фару мне вот только что разбили, — заверяет водитель по имени Леонид. — Стоял на перекрестке на красный, а человек поворачивал, его занесло. И спереди машину ударил, и меня зацепил. Да тут ничего серьезного, сегодня я решил продолжить работу, а завтра заменю фару. Трещина? Не знаю, это не моя машина.

Экономия или безопасность?

Разбирательствами с сотрудниками Транспортной инспекции Леонид не слишком удручен, только раздосадован потерей рабочего времени. Ведь в соответствии с законодательством на первый раз ему грозит разве что предупреждение да предписание об устранении выявленных нарушений. Подобный либерализм КоАП, по мнению инспекторов, мало способствует поддержанию дисциплины в сфере оказания услуг пассажирских перевозок.

Как правило, нарушения, допускаемые таксистами, не единичны. У Леонида, например, их три: отсутствие удостоверения водителя такси, путаница с выданным чеком и ненадлежащее состояние осветительных приборов. По подсчетам Транспортной инспекции, за 10 дней проверено 140 автомобилей, а нарушений выявлено 389.

Юрий Супранович не скрывает, что больше доверяет старым добрым службам такси, которые практикуют проверку водителя и машины перед рейсом и вообще стараются соблюдать правила перевозки пассажиров.

транспортная инспекция— Агрегаторы занижают цены на услуги, чтобы подавить конкурентов. Стремясь больше заработать, их водители не отдыхают, колесят ежедневно по 12 и более часов. Как следствие — засыпают за рулем. Вот недавно один из водителей известной службы такси, подвозя пассажира ранним утром, врезался в светофор. Поэтому я бы посоветовал разговаривать с водителем такси в пути в слишком позднее или раннее время, чтобы он не заснул.

Справочно

Самые распространенные нарушения — неправильное внешнее и внутреннее оформление машины, отсутствие разрешения на допуск к участию в дорожном движении (техосмотра), договора обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.

Подготовила Оксана Невмержицкая

Фото Павла Русака

Смотрите также:

 

Parimatch — первая беттинговая компания в Беларуси, присоединившаяся к Глобальному договору ООН*

Компания Parimatch стала новым участником Глобального договора ООН и единственной лицензированной букмекерской компанией Беларуси, которая обязалась придерживаться десяти принципов Глобального договора. Фокус — на экономической, экологической и социальной сферах.

Понимание устойчивого развития как философии развития компании и достижения бизнесом коммерческого успеха путями, основанными на этических нормах и уважении к людям, окружающей среде, социально уязвимых слоям общества, подтолкнуло Parimatch к тому, чтобы вступить в Сеть глобального договора.

Стратегия устойчивого развития разрабатывалась компанией на основе международных стандартов и актуальных социальных и экологических проблем. Также во внимание были приняты цели бизнеса на ближайшие 3 года и результаты опроса стейкхолдеров.

— Глобальное видение Parimatch в контексте практик, которые компания реализует в рамках стратегии устойчивого развития, — адресовать инициативы к решению реальных проблем.

На сегодняшний день нами осуществлен ряд проектов, направленных на защиту окружающей среды и осознанного потребления, повышение благосостояния и здоровья сообщества через обучение и привлечение детей к занятиям спортом, помощь бездомным животным. Parimatch сотрудничает с некоммерческими организациями и материально помогает им, выстраивает ответственные отношения с сотрудниками и клиентами. Ответственная игра — один из ключевых приоритетов бренда.

Кроме того, Parimatch является меценатом спорта в Беларуси. Задействуя возможности глобальных и локальных партнерств, компания поддерживает социальные спортивные проекты, участвует в развитии спортивной индустрии, способствует продвижению талантливых спортсменов, прокомментировала это решение глава Parimatch Belarus Юлия Лешкова.

Следование принципам стратегии устойчивого развития, бережливое производство и осознанное потребление, системная поддержка спорта, этичное рыночное поведение и активная социальная позиция, развитие партнерских отношений с государством, легальными операторами азартных игр и обществом — все это было учтено при рассмотрении заявления о присоединении к Глобальному договору ООН.

— Сеть глобального договора ООН — это крупнейшая в мире инициатива, объединяющая ответственный бизнес. Чем больше участников Сети, тем больше устойчивых практик и, следовательно, жить в нашем мире становится лучше сегодня и завтра. В Беларуси пока все еще не так много компаний, которые целенаправленно и систематически прилагают усилия к достижению устойчивости в своей деятельности, — речь идет одновременно об экономической, экологической и социальной устойчивости. В связи с этим мы рады присоединению к Сети компании Parimatch и с удовольствием отмечаем те усилия, которые она прилагает для развития устойчивых практик своего бизнеса. Возможно, новые инициативы потребуют дополнительных человеческих, временных и финансовых ресурсов, ведь речь может идти о трансформации всех бизнес-процессов. Тем не менее, в конечном итоге все инвестиции вернутся сторицей, отметил исполнительный директор Сети глобального договора ООН в Беларуси Максим Подберезкин.

В интересах устойчивого развития компания Parimatch сосредоточится на пяти Целях (из 17 Sustainable Development Goals Глобального договора ООН). «Хорошее здоровье и благополучие», «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост», «Борьба с изменениями климата», «Партнерство в интересах устойчивого развития».

*На правах рекламы

Доктор Комаровский напомнил самые бесполезные и наиболее эффективные способы повысить иммунитет

Самые неэффективные способы повышения иммунитета врач и телеведущий Евгений Комаровский перечислил в посте в Instagram, одновременно напомнив, что реально помогает иммунной системе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото Depositphotos

В топ неэффективных способов Е. Комаровский включил употребление лука и чеснока, БАДов, элеутерококка и эхинацеи, ношение амулетов от вирусов, гомеопатию, некоторые препараты, позиционируемые как иммуномодуляторы.

Эффективны в указанном вопросе полноценный сон, умеренные физические нагрузки, полноценное здоровое питание, положительные эмоции, отказ от алкоголя и курения. Также в этом ряду доктор указал вакцинацию. Напомним, она предполагает формирование активного защитного иммунитета против того или иного инфекционного агента.

Смотрите также:

 

Сборная Беларуси по хоккею сыграет два домашних матча с магнитогорским «Металлургом»

Фото носит иллюстративный характер

Национальная сборная Беларуси по хоккею сыграет два спарринга с одним из лидеров Континентальной хоккейной лиги – магнитогорским «Металлургом». Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в Федерации хоккея Беларуси.

Обе встречи пройдут во время очередной международной паузы – 9 и 13 февраля – на «Олимпик-Арене». Они начнутся в 11:00. Вход свободный.

«Металлург» в настоящее время занимает вторую позицию в Восточной конференции КХЛ.

Смотрите также:

 

Мост с машинами и автобусом рухнул в Питтсбурге незадолго до прибытия Байдена в город

Об обрушении моста в Пенсильвании (США) проинформировала в Twitter Служба общественной безопасности Питтсбурга, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В момент обрушения сооружения на нем находились пять машин и один автобус. При падении железобетонные конструкции повредили газопроводы, идущие вдоль моста, что привело к утечке газа и потребовало перекрыть его. При этом из предосторожности несколько семей, живущие неподалеку, были эвакуированы из своих домов до получения разрешения вернуться. Местная поисково-спасательная служба приступила к поиску возможных жертв или пострадавших под обрушившимся мостом.

В результате происшествия по меньшей мере 10 человек были осмотрены медиками и получили помощь из-за легких травм. Нескольких граждан доставили в местные больницы. Причину обрушения моста выясняют.

Как пишут СМИ, происшествие случилось незадолго до приезда в Питтсбург президента США Джо Байдена и членов его администрации. Они проинформированы о произошедшем и поддерживают связь с официальными лицами на местах по поводу дополнительной помощи, которую можно предоставить.

Смотрите также:

 

Дивизион «Панцирей-С» переброшен в Беларусь из России для проверки сил реагирования

Дивизион зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С» Вооруженных Сил РФ переброшен в Беларусь в рамках проверки сил реагирования Союзного государства. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал Минобороны.

Комплексы доставлены по железной дороге на станцию разгрузки. Как следует из видео Министерства обороны Беларуси, российских военных, как и ранее прибывших в республику для проверки сил реагирования, встретили хлебом-солью.

Как уже подчеркивалось, белорусско-российское учение «Союзная решимость — 2022» в рамках проверки сил реагирования Союзного государства носит сугубо оборонительный характер и не несет никакой угрозы соседним странам и европейскому сообществу в целом.

Видео Минобороны

Смотрите также:

 

Прямые телефонные линии Мингорисполкома и районных администраций проходят 29 января

Прямые телефонные линии Мингорисполкома и районных администраций проводятся 29 января, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.

В городской администрации звонки минчан по тел. 222-44-44 с 9:00 до 12:00 принимает заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета Александр Викентьевич Дорохович.

Задать вопросы представителям руководства районных администраций можно с 9:00 до 12:00 по следующим номерам телефонов:

  • администрация Заводского района — тел. 389-26-09;
  • администрация Ленинского района — тел. 379-56-22;
  • администрация Московского района — тел. 278-21-01;
  • администрация Октябрьского района — тел. 375-58-32;
  • администрация Партизанского района — тел. 361-36-16;
  • администрация Первомайского района — тел. 357-05-14;
  • администрация Советского района — тел. 379-80-82;
  • администрация Фрунзенского района — тел. 361-31-74;
  • администрация Центрального района — тел. 324-42-93.

Смотрите также:

 

«Привита не была, о чем сожалею». Как в Минске проходит реабилитация пациентов, перенесших COVID-19 в тяжелой форме

На базе Минского клинического центра фтизиопульмонологии с 3 января работает отдел наблюдений и реабилитации последствий COVID-19. Здесь наблюдают пациентов, которые перенесли коронавирусную инфекцию в тяжелой форме. Как минчанам помогают вернуться к привычной жизни, узнала корреспондентка агентства «Минск-Новости».

Коронавирусная инфекция требует не только серьезного лечения, но и восстановления, иногда достаточно длительного. Тем, кому не посчастливилось перенести коронавирус в легкой форме, нередко требуется реабилитация. Именно для таких случаев на базе Минского клинического центра фтизиопульмонологии теперь работает специальный отдел.

 

Отдел наблюдений и реабилитации последствий COVID-19 на базе нашего учреждения открылся 3 января. С этого времени наблюдаем и помогаем в восстановлении пациентов, которых направляют поликлиники Минска. В распоряжении отдела — ЛФК, массажный и физиотерапевтический кабинет. Также проводим диагностические, КТ-исследования. За трехнедельный срок существования отдела мы отобрали 15 пациентов, которые сейчас наблюдаются у нас. Это люди, имеющие последствия коронавирусной инфекции, сопутствующую бронхолегочную патологию, респираторные жалобы, — комментирует главный врач Минского клинического центра фтизиопульмонологии Светлана Тумашик.

Работа отдела постепенно набирает обороты. Например, ЛФК-кабинет, который уже во всю принимает пациентов, открыли специально для реабилитации перенесших COVID-19.

Пока группы не формируем, пациенты ходят к инструктору по одному. Когда желающих будет больше, начнем и групповые занятия. Какие-то упражнения пациент делает здесь с врачом, другие повторяет дома, — делится нюансами С. Тумашик.

На приеме у инструктора Натальи Воробьевой как раз пациентка. Вместе они делают повороты и махи, повторяют упражнения с мячом и гимнастическими палками. Набор несложный, но после перенесенного ковида даже неинтенсивная тренировка — это большая нагрузка. Тем не менее эффект от процедуры есть, отмечают врачи. Она хорошо помогает раздышаться после перенесенной пневмонии.

Как показывает практика, наиболее частые симптомы после перенесенной коронавирусной инфекции — это одышка и кашель, — отмечает заведующая пульмонологического отделения Минского клинического центра фтизиопульмонологии Елена Лобан.

С такими симптомами столкнулась и пенсионерка Елизавета Никитина, которая переболела коронавирусной инфекцией относительно недавно — в октябре-ноябре 2021-го.

Болезнь протекала очень тяжело. Но лечилась я не в больнице, а дома. Меня спасала дочь и вера в Бога. Осложнения пока еще не прошли, но постепенно благодаря врачам прихожу в себя. В свои 84 года спортом я не занимаюсь, только утренняя зарядка длительностью 6–7 минут. Здесь хожу на процедуры, становится немного легче, — отмечает женщина. — Привита я не была, о чем очень сожалею. Через полгода обязательно вакцинируюсь. Всем советую прививаться без всяких страхов и предрассудков.

Длительность и план лечения в каждом случае определяется индивидуально. Для этого первым делом пациент попадает на прием ко врачу-пульмонологу.

На базе нашего отдела проводим комплексное клинико-лабораторное обследование. По его результатам для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план наблюдений и реабилитации. Он может включать лечебную физкультуру, посещения ингалятория и многие другие процедуры. В тяжелых случаях показано лечение в отделении дневного пребывания, — рассказывает Е. Лобан.

томограф мрт ктПалата дневного пребывания представляет собой кабинет, куда пациенты приходят на несколько часов в течение дня. За это время им ставят капельницы, после по направлению врача можно посетить ЛФК, физиопроцедуры.

Еще один специалист, к которому нередко приходится обращаться тяжело переболевшим COVID-19, — это психотерапевт.

По данным литературы и моим наблюдениям, наиболее часто после перенесенного COVID-19 встречаются тревога, апатия, астения, вплоть до депрессии. К распространенным симптомам постковидного синдрома относится и нарушение сна. Иногда обращаются и с экзистенциальными проблемами. С чего стоит начинать в таких случаях, так это с успокаивающих препаратов, некоторые из них безрецептурные. Если говорить о самопомощи при астении, то здесь подойдут все методы рациональной организации работы и отдыха. Обратиться к специалистам —тоже вариант самопомощи. Астения без лечения может длиться до полугода-года и переходить почти в хроническую форму. Поэтому лучше в период до месяца после перенесенного COVID-19 при тревожащих симптомах обратиться к врачу, — советует врач-психотерапевт Сергей Соколов.

Фото Павла Русака

Смотрите также: