Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»
Для молодежи конца 1980-х лента «Курьер» по сей день остается культовой, ведь в фильме рассказывается о ней. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
После окончания школы Иван Мирошников проваливает экзамены и не поступает в институт. Дожидаясь призыва в армию, он устраивается курьером в редакцию журнала. В первый рабочий день отвозит рукопись профессору Кузнецову, после чего начинает общаться с его дочерью Катей. Между отцом девушки и Иваном происходит конфликт поколений.
Клевета на молодежь
Не все знают, что режиссер, полемист Карен Шахназаров еще и писатель!
В апреле 1982 года в журнале «Юность» была опубликована его повесть «Курьер». Никакого предчувствия слома эпохи, надежд на социальные изменения, которые отражены в произведении, в СССР тогда не наблюдалось. Это был период кульминации так называемого застоя. Спустя полгода умер Брежнев, но глобальных изменений в обществе пришлось ждать еще несколько лет. Поскольку ощущение будущего оставалось смутным, Шахназаров в те годы снимал ленты о прошлом, например, «Мы из джаза» (1983).
В 1985-м режиссер Андрей Эшпай захотел взяться за экранизацию повести. Сценарист Александр Бородянский адаптировал ее для кино. Но на Киностудии имени Горького, прочитав материал, сказали, что это клевета на советскую молодежь! И в постановке отказали.
В 1985 году страну возглавил Михаил Горбачёв. И всё, что вчера было нельзя, вдруг стало возможным. Бородянский предложил Шахназарову самому взяться за постановку на базе «Мосфильма». Правда, на парткоме всё же обсуждали сценарий в нужном им ключе. Называли главного героя безыдейным нигилистом, стараясь понять, какой пример он может подать советской молодежи. Но по лицу режиссера Владимира Досталя, ведшего заседание, нельзя было не заметить: говорит он всё это для протокола, и никто не собирается запрещать работу над лентой. Думали ли они тогда, что кино получится не только о становлении личности Ивана Мирошникова, но и о переходном возрасте целой страны? Вряд ли.
Родственники и знакомые
Сначала на главные роли пробовались известные молодые актеры, такие как Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Марина Зудина, Алёна Хмельницкая. Но Шахназаров считал, что профессионалы внесут искусственность в происходящее на экране. А хотелось чего-то на грани документальности, чтобы исполнители не играли, а жили в кадре. Тогда оператор Николай Немоляев предложил на роль Кати Кузнецовой свою дочь Настю. Пробы прошли успешно. В свою очередь Настя привела в студию несколько своих одноклассников. Из них Карен Шахназаров выбрал Фёдора Дунаевского, который исполнил роль Ивана. Секрет в том, что Фёдору ничего не пришлось играть. Он просто был самим собой перед кинокамерой. В тот период он и являлся циничным юношей. Не признавал никаких авторитетов. В то же время проявлял самостоятельность. После 8-го класса поступил в медучилище, чтобы стать фельдшером, работал дворником в детском саду. В начале 1990-х Фёдор уехал в Израиль, позже вернулся, поступил во ВГИК. Однако сейчас занимается транспортным бизнесом.
Анастасия, уже снимаясь в фильме, не видела себя в актерской профессии, увлекалась живописью. После премьеры ее преследовали поклонники. Толпы собирались у подъезда, присылали письма, цветы и даже посылки с дынями, в которые были вложены записки с предложением руки и сердца. Театральная семья склонила ее к тому, чтобы девушка окончила актерский факультет. В кино она иногда снимается, но основной источник дохода — дизайн интерьера.
Еще один непрофессионал, Владимир Смирнов, сыграл Николая Базина — друга главного героя. Забавно, что его нашли ассистенты в отделении милиции, расположенном возле киностудии. После успеха в «Курьере» он снялся еще в нескольких лентах. В 1990-х погиб в пьяной драке.
Главного редактора журнала Степана Макарова сыграл Александр Панкратов-Чёрный. Он дружит с Шахназаровым и участвовал почти во всех его лентах.
Олег Басилашвили (в картине — отец Кати, Семён Кузнецов), Светлана Крючкова (секретарь редакции Зинаида Павловна), Инна Чурикова (мать Ивана, Лидия Мирошникова) попали в актерскую обойму почти без кинопроб: постановщик прекрасно знал их профессиональные возможности.
Не верю!
Кино снимали в павильоне «Мосфильма» и на улицах Москвы, например на Воробьёвых горах, в Олимпийской деревне.
Многие сцены возникали спонтанно. Однажды увидев, как Фёдор играет на гитаре, постановщик придумал эпизод, в котором Иван с мамой поют песню группы «Земляне» «Трава у дома». В силу непростого характера Фёдор часто делал замечания Инне Чуриковой, доводя народную актрису до слез. После съемок ее дублей говорил: «Не верю я вам. Так не бывает!»
То ли парень троллил актрису (шутил с целью вывести на эмоции. — Прим. ред.), то ли всерьез оценивал актерскую игру, но мнительная Чурикова всё время находилась в смятении. Согласитесь, это поведение очень похоже на то, что мог бы делать и главный герой фильма. Режиссеру приходилось ставить на место зарвавшегося юнца.
Но в целом он остался доволен работой Дунаевского, его органичностью и естественностью. Тем более понимал: «Курьер» — лента из той категории, где всё строится на главном герое. Шахназаров рассказывал: «В начале перестройки по телевизору стали показывать каких-то панков, программу «12-й этаж», вышел фильм «Легко ли быть молодым?». У молодежи появилось ощущение, что они хозяева нового мира. Но и у взрослых тоже было ощущение, что вот они, эти ребята, несущие истину. У меня-то этих иллюзий не было. К моменту съемок я уже достаточно хорошо знал Фёдора. А у Инны Михайловны, видимо, был какой-то внутренний комплекс. В общем, в какой-то момент я Фёдора отвел в сторону и сказал: «Слушай, заткнись ты! Играйте, как играете, у вас с ней всё отлично получается!»
В фильмах второй половины 1980-х использовали много модной по тем временам музыки. В «Курьере» можно услышать кумиров эпохи, начиная с Бориса Гребенщикова и заканчивая группой Scorpions. Но центральную мелодию ленты написал Эдуард Артемьев, автор десятков музыкальных шедевров. Например, все ранние фильмы Михалкова сопровождают его композиции. А за мелодию в «Курьере» в 1988 году маэстро номинировали на премию «Ника». В середине 2010-х Артемьев был тесно связан с Беларусью: Президентский оркестр в Минске представил программу «Эдуард Артемьев. Музыка поколений» и проехал с ней по областным центрам республики.
Премьера «Курьера» состоялась в московском кинотеатре «Россия» 29 декабря 1986 года. Однако возникло много споров о количестве необходимых копий и широте дальнейших показов. Впервые в СССР киностудия собрала фокус-группы в пяти кинотеатрах Москвы, чтобы оценить интерес зрителя. И только после этого в июне 1987-го картина вышла в прокат, была выбрана лучшим фильмом года читателями журнала «Советский экран». Для молодежи конца 1980-х кино по сей день остается культовым, ведь в фильме рассказывается о ней.
Читайте также:
- Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов
- «Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца
- Владимир Гуляев снимался в фильмах знаменитых режиссеров, но не многие знают, что предшествовало кинокарьере
- «Король эпизода» Крамаров и премьера фильма «Белые Росы. Возвращение». Этот день в истории: 13 октября
- Покорение Арарата, список Шиндлера и «антихрущёвская» комедия Климова. Этот день в истории: 9 октября