f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»

Для молодежи конца 1980-х лента «Курьер» по сей день остается культовой, ведь в фильме рассказывается о ней. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

hqdefault

О чем кино

После окончания школы Иван Мирошников проваливает экзамены и не поступает в институт. Дожидаясь призыва в армию, он устраивается курьером в редакцию журнала. В первый рабочий день отвозит рукопись профессору Кузнецову, после чего начинает общаться с его дочерью Катей. Между отцом девушки и Иваном происходит конфликт поколений.

Клевета на молодежь

Karen SHahnazarov

Карен Шахназаров

Не все знают, что режиссер, полемист Карен Шахназаров еще и писатель!

В апреле 1982 года в журнале «Юность» была опубликована его повесть «Курьер». Никакого предчувствия слома эпохи, надежд на социальные изменения, которые отражены в произведении, в СССР тогда не наблюдалось. Это был период кульминации так называемого застоя. Спустя полгода умер Брежнев, но глобальных изменений в обществе пришлось ждать еще несколько лет. Поскольку ощущение будущего оставалось смутным, Шахназаров в те годы снимал ленты о прошлом, например, «Мы из джаза» (1983).

В 1985-м режиссер Андрей Эшпай захотел взяться за экранизацию повести. Сценарист Александр Бородянский адаптировал ее для кино. Но на Киностудии имени Горького, прочитав материал, сказали, что это клевета на советскую молодежь! И в постановке отказали.

Aleksandr Borodyanskij

Александр Бородянский

В 1985 году страну возглавил Михаил Горбачёв. И всё, что вчера было нельзя, вдруг стало возможным. Бородянский предложил Шахназарову самому взяться за постановку на базе «Мосфильма». Правда, на парткоме всё же обсуждали сценарий в нужном им ключе. Называли главного героя безыдейным нигилистом, стараясь понять, какой пример он может подать советской молодежи. Но по лицу режиссера Владимира Досталя, ведшего заседание, нельзя было не заметить: говорит он всё это для протокола, и никто не собирается запрещать работу над лентой. Думали ли они тогда, что кино получится не только о становлении личности Ивана Мирошникова, но и о переходном возрасте целой страны? Вряд ли.

Родственники и знакомые

Сначала на главные роли пробовались известные молодые актеры, такие как Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Марина Зудина, Алёна Хмельницкая. Но Шахназаров считал, что профессионалы внесут искусственность в происходящее на экране. А хотелось чего-то на грани документальности, чтобы исполнители не играли, а жили в кадре. Тогда оператор Николай Немоляев предложил на роль Кати Кузнецовой свою дочь Настю. Пробы прошли успешно. В свою очередь Настя привела в студию несколько своих одноклассников. Из них Карен Шахназаров выбрал Фёдора Дунаевского, который исполнил роль Ивана. Секрет в том, что Фёдору ничего не пришлось играть. Он просто был самим собой перед кинокамерой. В тот период он и являлся циничным юношей. Не признавал никаких авторитетов. В то же время проявлял самостоятельность. После 8-го класса поступил в медучилище, чтобы стать фельдшером, работал дворником в детском саду. В начале 1990-х Фёдор уехал в Израиль, позже вернулся, поступил во ВГИК. Однако сейчас занимается транспортным бизнесом.

Анастасия, уже снимаясь в фильме, не видела себя в актерской профессии, увлекалась живописью. После премьеры ее преследовали поклонники. Толпы собирались у подъезда, присылали письма, цветы и даже посылки с дынями, в которые были вложены записки с предложением руки и сердца. Театральная семья склонила ее к тому, чтобы девушка окончила актерский факультет. В кино она иногда снимается, но основной источник дохода — дизайн интерьера.

Еще один непрофессионал, Владимир Смирнов, сыграл Николая Базина — друга главного героя. Забавно, что его нашли ассистенты в отделении милиции, расположенном возле киностудии. После успеха в «Курьере» он снялся еще в нескольких лентах. В 1990-х погиб в пьяной драке.

Главного редактора журнала Степана Макарова сыграл Александр Панкратов-Чёрный. Он дружит с Шахназаровым и участвовал почти во всех его лентах.

Олег Басилашвили (в картине — отец Кати, Семён Кузнецов), Светлана Крючкова (секретарь редакции Зинаида Павловна), Инна Чурикова (мать Ивана, Лидия Мирошникова) попали в актерскую обойму почти без кинопроб: постановщик прекрасно знал их профессиональные возможности.

Не верю!

Кино снимали в павильоне «Мосфильма» и на улицах Москвы, например на Воробьёвых горах, в Олимпийской деревне.

Многие сцены возникали спонтанно. Однажды увидев, как Фёдор играет на гитаре, постановщик придумал эпизод, в котором Иван с мамой поют песню группы «Земляне» «Трава у дома». В силу непростого характера Фёдор часто делал замечания Инне Чуриковой, доводя народную актрису до слез. После съемок ее дублей говорил: «Не верю я вам. Так не бывает!»

То ли парень троллил актрису (шутил с целью вывести на эмоции. — Прим. ред.), то ли всерьез оценивал актерскую игру, но мнительная Чурикова всё время находилась в смятении. Согласитесь, это поведение очень похоже на то, что мог бы делать и главный герой фильма. Режиссеру приходилось ставить на место зарвавшегося юнца.

Но в целом он остался доволен работой Дунаевского, его органичностью и естественностью. Тем более понимал: «Курьер» — лента из той категории, где всё строится на главном герое. Шахназаров рассказывал: «В начале перестройки по телевизору стали показывать каких-то панков, программу «12-й этаж», вышел фильм «Легко ли быть молодым?». У молодежи появилось ощущение, что они хозяева нового мира. Но и у взрослых тоже было ощущение, что вот они, эти ребята, несущие истину. У меня-то этих иллюзий не было. К моменту съемок я уже достаточно хорошо знал Фёдора. А у Инны Михайловны, видимо, был какой-то внутренний комплекс. В общем, в какой-то момент я Фёдора отвел в сторону и сказал: «Слушай, заткнись ты! Играйте, как играете, у вас с ней всё отлично получается!»

В фильмах второй половины 1980-х использовали много модной по тем временам музыки. В «Курьере» можно услышать кумиров эпохи, начиная с Бориса Гребенщикова и заканчивая группой Scorpions. Но центральную мелодию ленты написал Эдуард Артемьев, автор десятков музыкальных шедевров. Например, все ранние фильмы Михалкова сопровождают его композиции. А за мелодию в «Курьере» в 1988 году маэстро номинировали на премию «Ника». В середине 2010-х Артемьев был тесно связан с Беларусью: Президентский оркестр в Минске представил программу «Эдуард Артемьев. Музыка поколений» и проехал с ней по областным центрам республики.

394.1Премьера «Курьера» состоялась в московском кинотеатре «Россия» 29 декабря 1986 года. Однако возникло много споров о количестве необходимых копий и широте дальнейших показов. Впервые в СССР киностудия собрала фокус-группы в пяти кинотеатрах Москвы, чтобы оценить интерес зрителя. И только после этого в июне 1987-го картина вышла в прокат, была выбрана лучшим фильмом года читателями журнала «Советский экран». Для молодежи конца 1980-х кино по сей день остается культовым, ведь в фильме рассказывается о ней.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Премьеру оперетты «Марица» готовят в Музыкальном театре

Премьера оперетты «Марица» Имре Кальмана состоится 29 мая в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в учреждении культуры.

музыкальный театр

Фото носит иллюстративный характер

Режиссером-постановщиком выступит народный артист России Юрий Лаптев из Санкт-Петербурга, дирижер-постановщик — лауреат международного конкурса Юрий Галяс, дирижер — Николай Макаревич, балетмейстер-постановщик — Елена Дмитриева-Лавринович, художник-постановщик — Андрей Меренков.

В афише Музыкального театра эта оперетта уже была, затем исчезла со сцены — и вот теперь возвращается в новой постановке.

Как известно, «Марица», или «Графиня Марица», — оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, написанная в 1924 году.

Премьера состоялась 28 февраля 1924 года в Театре Ан дер Вин в Вене, а в январе 1925 года — на русском языке в Ленинграде. В России оперетта чаще всего шла под названием «Марица».

Ее заслуженно считают «самой венгерской» опереттой Кальмана: она содержит мощные сольные номера с национальным колоритом, трогающие душу дуэты, зажигательные чардаши.

История любви, и не одна, которую рассказывает Кальман, открывает всю красоту человеческих отношений. В основе сюжета — социальное неравенство главных героев, которые хотят быть вместе, но считают, что не могут. Пройдя через недоверие, обман, недомолвки, тяжелые объяснения, находят путь к сердцу любимого человека и обретают счастье рядом с дорогими людьми.

Совсем скоро узнаем, каким это произведение предстанет перед зрителями Музыкального театра.

Белорусские медики представили в Финляндии проекты, один из которых вызвал колоссальный успех

Белорусские врачи приняли участие в работе съезда Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минздрава.

photo 2025 05 22 18 54 21 e1747938285149

Впервые в истории европейской ассоциации первое пленарное заседание в категории «Лучший доклад» открыл выступлением белорусский врач — эндоскопист, заведующий отделом РНПЦ детской хирургии Кирилл Мараховский.

Сотрудники РНПЦ представили три работы. Особый успех вызвала презентация — эндоскопическое лечение белок-теряющей энтеропатии у пациентов детского возраста, перенесших операцию Фонтена. Проект подготовила мультидисциплинарная команда детских специалистов, в которую вошли эндоскописты, рентген-эндоваскулярные хирурги, кардиохирурги, а также анестезиологи. Исследование вызвало особый интерес у врачей из США, Испании, Японии, Польши и Германии.

photo 2025 05 22 18 54 22

Стоит отметить, что для обучения этой методике в РНПЦ приезжали медработники из российских медцентров имени А.Н. Бакулева и В.А. Алмазова.

Справочно

В съезде Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки приняли участие более 5 тыс. врачей из 110 стран мира.

Фото Минздрава