Константин Райкин пообещал набить морду режиссеру. Что происходило на съемках «Труффальдино из Бергамо»

На съемках этой кинокартины Константин Райкин едва не подрался с режиссером. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Италия, XVIII век. Погибает Федерико, брат красавицы Беатриче. В убийстве обвиняют ее возлюбленного Флориндо. Обвинения ложные, но он вынужден скрываться. Переодевшись в мужской костюм, под именем покойного брата Беатриче едет в Венецию на поиски Флориндо. По слухам, он находится там.

В те же дни в Венецию в поисках заработка прибывает ловкий малый Труффальдино. Он устраивается к Беатриче слугой, думая, что она мужчина. Через некоторое время в гостинице оказывается еще один господин, он ищет слугу. Труффальдино нанимается и к нему. Ловкость и везение позволяют ему служить двоим и от обоих получать жалованье. Еще он умудряется закрутить роман с местной красавицей Смеральдиной.

Позже выясняется: второй его хозяин и есть Флориндо, которого ищут за убийство Федерико. Беатриче доказывает его невиновность. Возлюбленные воссоединяются. Труффальдино тоже находит свое счастье со Смеральдиной.

Новый подход

Ким Рыжов

Композитор Александр Колкер и поэт Ким Рыжов были давнишними соавторами в написании музыкальных комедий, песен для кино и театров, преимущественно ленинградских. Да и жили они в одном доме и одном подъезде. В 1972-м в Ленинградском театре музыкальной комедии главным режиссером стал Владимир Воробьев. Во всех аналогичных театрах страны шли типичные спектакли «Сильва», «Мистер Икс». Воробьев хотел создать нестандартный репертуар. Колкер и Рыжов пытались ему в этом помочь. Находили старые, всеми забытые европейские пьесы, адаптировали под требования современного театра, писали для них музыку, песни, перестраивали сюжеты.

Владимир Воробьев

В 1975-м очередной такой пьесой, с которой поработали соавторы, стала «Слуга двух господ» Карло Гольдони, написанная в 1749 г. Ознакомившись с материалом, Воробьев предложил не ставить ее на сцене, а снять по ней фильм, благо на телевидении сформировался запрос на театрализованные музыкальные ленты. Конечно, формат музыкального кино существовал и ранее. Но именно в 1970-е театральным режиссерам решили доверить снимать кино для телевидения, чего ранее не случалось. Больше всех в этом преуспел Марк Захаров — «12 стульев» (1976), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Владимир Воробьев тоже не оставался в стороне от новых веяний, в 1974-м сняв «Свадьбу Кречинского» по мотивам собственного спектакля на музыку Колкера. Поэтому его предложение, поступившее на «Ленфильм», одобрили. Оставалось превратить пьесу в киносценарий, что сделал выходец из Белоруссии опытный сценарист Акиба Гольбурт, автор картины «Человек-амфибия» (1961).

Пел Боярский

Александр Колкер

Большой дилеммой стал выбор исполнителей главных ролей. Воробьев обещал актерам своего театра, что в ленте все персонажи без исключения достанутся им. Например, роль Труффальдино сразу была предложена Борису Смолкину. В одном из интервью Александр Колкер признался: он и Ким Рыжов — постоянные авторы Театра миниатюр Аркадия Райкина. Они и упросили Воробьева взять на роль Труффальдино никому тогда не известного начинающего актера Константина Райкина. Он пластичен и не просто двигается, а летает по сцене, делает фантастические танцевальные номера, он — сгусток энергии. На их взгляд, лучшего Труффальдино сложно найти. Но был существенный минус: Константин не поющий актер, а у его героя много вокальных номеров. В театре это обстоятельство решило бы всё не в его пользу, но в кино актера можно озвучить. Решили, что песенным голосом Труффальдино станет никому не известный Михаил Боярский. Тогда никто подумать не мог, что спустя несколько лет, после выхода фильма «Собака на сене» (1977), а тем более знаменитой саги о мушкетерах, голос Боярского станет одним из самых узнаваемых в стране. Правда, согласился он не сразу. За несколько лет до событий Боярский не был принят в труппу театра Воробьева из-за хриплого голоса. Тогда ему сказали: «Иди подлечись». Но музыка Колкера Михаилу понравилась, он согласился петь. Райкина утвердили. Однако главное его испытание было впереди.

Михаил Боярский

Еще одним неожиданным поворотом в подборе актерского ансамбля стало назначение Натальи Гундаревой на роль Смеральдины. Этого потребовал заказчик — Центральное телевидение. Актриса уже снялась в картинах, где на нее обратило внимание телевизионное руководство. Петь она тоже не умела. За нее спела Елена Дриацкая, которая исполняет в ленте одну из ролей. Есть в кино и парная сцена, где обе поют одним голосом Елены.

Остальные роли исполнили актеры коллектива Воробьева. Беатриче сыграла Валентина Кособуцкая, Флориндо — Виктор Костецкий.

Бразильские страсти

Натурные съемки начались летом 1976 г. в Пушкине под Ленинградом.

Каналы Венеции заменил канал Грибоедова, где гондолы смотрелись вполне органично.

У Владимира Воробьева еще на предварительных репетициях вызрел конфликт с Константином Райкиным. Как вспоминали очевидцы, от беспощадной критики, переходящей в оскорбления, не спасали даже легендарная фамилия и талант молодого актера.

Константин Аркадьевич рассказывал, что постоянные приступы раздражения Воробьева были необъяснимыми и создавали невыносимую атмосферу. От режиссера исходил примерно такой посыл: навязали ему сынишку Аркадия Райкина, теперь возись с ним. Причем Воробьев еще не успел толком с ним поработать, но считал: нужно сбить с юного Райкина некую спесь, которую он и проявить-то не успел. Выносить такое отношение к себе может не каждый, артист всерьез подумывал покинуть проект. Но поскольку производство началось, это могло привести к большим организационно-финансовым затруднениям в съемочной группе. Подводить всех Константин не хотел. Однажды он попросил режиссера сменить тон. На следующий день он застал Воробьева, сидевшим на корточках у стены. Режиссер попросил начинающего артиста помочь подняться. Обратился небрежно, как к халдею. Райкин взял его за запястье и дернул так, что Воробьев улетел к противоположной стене. «Сильные у тебя руки», — процедил он. Райкин ответил: «Подробней узнаете, когда морду набью».

Всё усугублялось тем, что против Райкина была и его партнерша по сюжету Наталья Гундарева. Она хотела видеть в роли Труффальдино своего приятеля по театру Виктора Павлова. Самое удивительное, что Наталья — бывшая однокурсница Константина. Но за годы совместной учебы она так и не смогла побороть в себе предвзятое отношение к сыну звезды.

Конфликт сошел на нет сам собой, когда группа переместилась в павильон «Ленфильма», где выстроили декорации Венеции. Начались съемки сцен, где всё крутилось только вокруг Труффальдино. Воробьев увидел, что Александр Колкер прав. По пластике, движению и ловкости в кадре Райкину нет равных. Начался обратный процесс. До Константина долетали реплики режиссера, где он ставил его в пример другим артистам. Выглядело это забавно.

Осенью 1976-го фильм был готов. Но определенные сцены решили переснять. Работа продолжилась уже зимой на берегу Финского залива, в месте, которое совершенно не похоже на солнечную Италию. У кромки воды лежал снег, но художники картины уверяли: зрители примут его за морскую пену.

Первый показ ленты состоялся 27 августа 1977 г. по Центральному телевидению.

Этот фильм сделал Константина Райкина известным актером и помог ему доказать всем, что он достойный продолжатель актерской династии.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ