Контроль и надзор: чем ЖКХ районов отличаются от ЖРЭО

Проводимые в жилищно-коммунальной сфере реформы постепенно вытесняют из лексикона минчан аббревиатуры «ЖЭС» и «ЖРЭО».

Первые раньше входили в состав вторых. При этом ЖРЭО совмещало в себе функции заказчика и подрядчика: само определяло фронт работ и выполняло их силами подведомственных служб. Такая схема не способствовала тому, чтобы объективно оценивать качество работ и привлекать к ответственности исполнителя за недоделки и нарушение сроков. В то же время количество ЖЭС в столице увеличилось до 130, и у каждой – свой директор, бухгалтер, главный инженер. Руководящее звено оказалось слишком раздутым.

В ходе реформирования, как рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ), две-три рядом расположенные ЖЭС объединили в один ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок) – хозрасчетную организацию со статусом юридического лица, которая подчиняется администрации района. Теперь в каждом районе несколько ЖЭУ под номерами 1, 2, 3 и так далее. У каждого свой руководитель и штат работников. К какому участку относится конкретный дом, можно узнать, позвонив по номеру 115 или заглянув на сайт ЖКХ района (бывшего ЖРЭО). Также эту информацию размещали в жировках. Основная функция ЖЭУ осталась прежней – это техническое обслуживание жилых домов, а также содержание (включая уборку и благоустройство) дворовых территорий.

КУП ЖКХ района (служба заказчика) выступает в роли заказчика на проведение работ по техобслуживанию, ремонту, уборке, платным услугам, обращению с отходами, а также контролирует выполнение этих мероприятий, – объясняет заместитель генерального директора МГЖХ Алексей Герасимчик. – Отношения с ЖЭУ как с подрядчиком строятся на деловой договорной основе. За нарушение условий договора – наказание рублем. По такому же принципу налажено сотрудничество с другими коммунальными службами, например по вывозу отходов, и частными организациями. Последних привлекают для выполнения текущего ремонта фасадов, кровли, дворовых проездов. Их доля достигает 60 % по отдельным видам работ. Предварительно проводится конкурс по выбору подрядчика. В нем могут участвовать любые заинтересованные предприятия, в том числе ЖЭУ, которые располагают необходимыми техническими средствами и специалистами.

К примеру, поясняет А. Герасимчик, утеплить стены жилого дома выше определенного этажа возможно только с привлечением промышленных альпинистов, а таковых в ЖЭУ нет. Более того, недавно стартовал конкурс на техобслуживание жилфонда, в котором могут участвовать и частные организации.

Также районные ЖКХ должны защищать права и интересы жителей как потребителей жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству, отмечают в МГЖХ. Но это не значит, что эти предприятия являют собой открытую жалобную книгу. По вопросам, касающимся техобслуживания, ремонта, благоустройства, платных услуг горожанам следует звонить в контакт-центр ЖКХ Минска по номеру 115, где заявку зарегистрируют, отправят в ЖЭУ и проконтролируют ее исполнение. Вместе с тем жители могут адресовать свои пожелания, замечания письменно или в электронном виде в ЖКХ района. Кроме того, к руководителям ЖКХ районов и ЖЭУ можно либо обратиться по телефону, либо прийти лично в приемные дни и часы.

Самое читаемое