Монеты все активнее становятся ежедневным платежным средством белорусов. И этому факту есть множество косвенных доказательств.
Впервые за время после объявления о деноминации прожил неделю без старых дензнаков. Этого ждал очень долго. Три месяца в уме проводил параллельный подсчет на кассе. Всем знакома такая ситуация — полтора рубля и две тысячи семьсот сдачи с пятирублевой банкноты. Вот и прикидываешь, сколько это в тысячном и копеечном денежном выражениях. Именно эта двойственность так не нравится простому белорусу. Мы привыкли к определенности — если считать, то только в одном исчислении. Зачем лишние манипуляции? Так что неделя без бумажной мелочи на сдачу — первый звоночек о том, что деноминация близится к своему логическому завершению.
Вторым звоночком стало опустошение спецтарелочки. Когда только появились монеты, многие стали складывать полученные на сдачу рубли и копейки в копилки. У нас в семье вместо свинюшки на тумбочке в прихожей появилась деревянная мисочка. В нее каждый вечер отправлялись все монеты. За два месяца их общая сумма перевалила за 70 рублей! Неплохая заначка образовалась совершенно случайно. Только вместе с ней появилось недовольство быстро пустеющим кошельком. Расплатился 10-рублевой банкнотой, а на сдачу получил три двухрублевые монеты и немного бумажной мелочи старого образца. И вот вечером в копилку отправились целых 6 рублей. В следующий поход в магазин приходилось вновь протягивать банкноту, снятую с карточки в банкомате. Деньги утекали как вода, хотя цены в магазинах не менялись.
Сейчас в тарелочке лежит всего рублей пять. Это домашний пункт размена мелочи. Туда вечером отправляется половина всех имеющихся в кармане монет меньше 10 копеек. Когда же мелочь исчезает из кошелька, нужно лишь воспользоваться этим запасом. Таким образом, недостатка в копейках у нас с супругой нет. Кстати, такую же трансформацию претерпело большинство настоящих копилок с прорезью у знакомых. Они были опустошены и заменены на легкодоступное мелочехранилище.
Но главным признаком того, что деноминация идет полных ходом, стали ежедневные прогулки по городу. Вспомните, когда вы в последний раз видели на улице потерянную банкноту? Хотя бы 100 рублей старыми? Их нет. До деноминации они частенько валялись под ногами — уже грязные, растоптанные и никому не нужные. Теперь скажите, сколько копеек валяется на тротуаре? Разве минчане ходят по ним, не обращая внимания? Даже самая маленькая монета в одну копейку не пролежит и полчаса. Кто-нибудь обязательно наклонится и поднимет ее. Как в Европе — ведь это деньги. Например, в Берлине за неделю пребывания я лишь однажды увидел монету под ногами. Да и то случайно. Она лежала на проезжей части в метре от пешеходного перехода. Когда загорелся зеленый свет, к ней тут же подошла немка и подняла.
Пройдет еще немного времени, и про бумажные тысячи мы забудем. С января 2017 года исчезнут двойные ценники. Нужно лишь немного потерпеть.