Корреспондент агентства «Минск-Новости» заблудился в небе над Беларусью. Вернуться на землю помогли военные летчики

Незадолго до Дня войск противовоздушной обороны, который отметят 13 апреля в Вооруженных Силах страны, корреспондентам агентства «Минск-Новости» представилась уникальная возможность оценить новейшую систему управления силами и средствами ВВС и войск ПВО. 

Ее испытания проводились в небе на борту Ил-76.

IMG_3465

В Мачулищи, где дожидался борт, прибыли утром. Небольшую группу гражданских пассажиров по-хозяйски радушно встретил командир 50-й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович, он же командир экипажа могучего лайнера.

IMG_3449

Не медля, попросил подняться на борт, занять удобные места, чтобы чувствовать себя более или менее комфортно в военно-транспортном самолете.

IMG_1733

Несколько минут приготовлений, и мы выруливаем на взлетную полосу. На часах 9.15. Стремительный разгон – и взлет.

IMG_1473

Набираем высоту 2.600 м над землей, скорость полета – 100 м/с.

IMG_1373

Офицеры обращают наше внимание на огромный мультимедийный экран. На нем в режиме реального времени отображена реальная воздушная и наземная обстановка на всей территории Республики Беларусь. По словам начальника отдела применения и развития системы управления Главного штаба ВВС и войск ПВО полковника Валерия Свиридо, на электронной карте показаны не только реки, озера и населенные пункты, но и военные аэродромы, места дислокации подразделений зенитных ракетных и радиотехнических войск. А вот синие пунктирные линии указывают курс 18 воздушных судов, которые в настоящий момент вместе с нами пролетают в небе. Причем курсоры не стоят на месте, а движутся. И задача военных – следить за тем, чтобы самолеты двигались по заданному маршруту.

– Вначале средства радиоэлектронной разведки радиотехнических войск обнаруживают воздушные объекты в небе над территорией Беларуси и за ее пределами, – объясняет Валерий Свиридо. – Затем информация с земли поступает по специальным каналам связи на борт нашего самолета, ставшего на время командным пунктом. После обработки данных мы в режиме реального времени видим на мониторе обстановку в воздухе. При необходимости сможем отсюда управлять зенитными ракетными комплексами, в том числе С-300.

По легенде, у нашего судна вышла из строя навигационная аппаратура. Попросили помощи с земли. Тем временем в Барановичах по команде был поднят в небо дежурный истребитель МиГ-29. За перехватчиком следим по монитору. А заодно оцениваем расстояние между судами: 52 км, еще несколько минут – и уже 20… Подходим к иллюминатору и ждем появления нашего спасителя.

IMG_1433

А вот и он – красавец истребитель.

IMG_1563

Совсем рядом летит.

После посадки в Барановичах заместитель командира авиационного звена 61-й истребительной авиационной базы майор Александр Третьяков расскажет, как по команде «Воздух!» он в считанные минуты поднялся в небо на МиГ-29.

IMG_1937

Обнаружил наш самолет, связался с командиром экипажа, уточнил причину включения сигнала бедствия.

IMG_1926

– С командного пункта поставили задачу вывести Ил-76 на аэродром посадки в Барановичах, – пояснил военный летчик. – С задачей справился. Ведь и раньше в ходе тренировок доводилось сопровождать и принуждать к посадке самолеты, имитирующие нарушителей.

На аэродроме в Барановичах нас встречал командир 61-й истребительной авиационной базы полковник Александр Потехин.

IMG_1927

– Задачу дежурный боевой расчет выполнил качественно, в установленные сроки и на оценку «отлично». Меры безопасности не нарушены, – сообщил командир базы. – В небе над страной мы ежедневно наблюдаем немалое количество гражданских лайнеров, и наша задача – обеспечить безопасность полетов. А ситуации могут быть разные, от отказа навигации до нарушений использования воздушного пространства. В прошлом году были зафиксированы два таких случая, однако в воздух истребители не поднимались. Тогда в этом не было необходимости. Но мы готовы выполнить любые задачи: то ночью или днем в любых погодных условиях по информации радиотехнических войск оказать помощь воздушному судну, отклонившемуся от заданного маршрута.

Для авиаторов жизнь без полетов просто немыслима. По словам Александра Потехина, в нынешнем году летчики-истребители по плану должны налетать не менее 80 часов. Этого, по мнению командира авиабазы, достаточно, чтобы выполнять боевые задачи уверенно, профессионально и безопасно.

IMG_1890

 

Приобретают опыт белорусские летчики и при совместном с коллегами из Российской Федерации патрулировании воздушного пространства.

IMG_1919

– Насколько быстро самолеты поднимаются после команды «Воздух!»? Вы даже не успеете выпить чашку кофе, как истребители уже поднимутся в небо, – заверил офицер.

Обратно в Мачулищи нас доставил тот же Ил-76. Дорога домой показалась более короткой, чем в Барановичи. Приземлившись на аэродроме, мы покинули борт.

IMG_1776

Прощаясь, поблагодарили опытного командира экипажа. К слову, общий налет авиатора достиг 2.200 часов!

– Это один из самых крупных военно-транспортных самолетов, – рассказал полковник Андрей Лукьянович. – Воздушное судно способно перевозить до 50 т грузов и боевой техники, 225 военнослужащих, десантировать 136 парашютистов, выполнять полеты по международным воздушным линиям. Не раз участвовали в совместных учениях на территории Российской Федерации и Казахстана. В прошлом году побывали в Китае. Это был один из самых дальних перелетов.

IMG_3494

– Сегодня на вооружении ВВС и войск ПВО находятся комплексы средств автоматизированного управления белорусского производства «Бор», «Поляна-РБ», «Неман», «Спрут», «Риф-Р», – рассказал командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны генерал-майор Олег Двигалев.

IMG_3068

– Ожидаем поставки в конце нынешнего года либо в начале будущего учебно-боевых самолетов Як-130. Три батареи нового для белорусской армии зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2» поступили на вооружение 120-й зенитной ракетной бригады. Завершаем согласование с Российской Федерацией поставки дополнительно четырех зенитных ракетных дивизионов С-300. Эти комплексы способны одновременно вести огонь по шести целям на дальности до 70 км.

IMG_3228

Ежедневно на боевом дежурстве по противовоздушной обороне задействовано более 500 военнослужащих и лиц гражданского персонала. За сутки в небе над страной они отслеживают полет около 1.300 воздушных судов.

С профессиональным праздником, защитники воздушных рубежей страны!

Фото Сергея Пожоги

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ